Наиболее часто задаваемые вопросы гражданами при оказании международной правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состоянияНаиболее часто задаваемые вопросы гражданами при оказании международной правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состояния.
Вопрос: Каков порядок истребования документов о регистрации актов гражданского состояния с территории Республики Узбекистан? Ответ: Истребование документов с территории иностранных государств-членов Содружества Независимых Государств и стран Балтии осуществляется в рамках международной правовой помощи на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 г. в Минске (в редакции Протокола от 28.03.1997) и в соответствии с международными договорами. Для истребования документов с территории Республики Узбекистан, являющейся участником вышеназванной Конвенции, гражданин обращается в орган ЗАГС по месту жительства. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и пунктом 8 Административного регламента, утвержденного приказом МИД России и Минюста России от 25 декабря 2008 г. № 20086/311, правом на обращение об истребовании документов (свидетельств, справок) о регистрации актов гражданского состояния обладают: - лицо, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния; - родственник умершего или другое заинтересованное лицо, в случае, если человек, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умер; - родители (лица, их заменяющие) или представитель органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло совершеннолетия ко дню выдачи повторного свидетельства; - иное лицо в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния. Повторное свидетельство не выдается: - родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах (свидетельство о рождении ребенка); - лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак, которых признан недействительным (свидетельство о заключении брака). По просьбе указанных лиц им выдается документ (справка), подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака. Основанием для начала предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями п. 32 Административного регламента предоставления государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденного приказом МИД России и Минюста России от 25.12.2008 г. № 20086/311является поступление от заявителя следующих документов: а) заявление в произвольной форме, которое лично подписывается заявителем или его доверенным лицом, с указанием даты его составления; оно может быть заполнено при помощи средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво чернилами черного или синего цвета; не допускается исправление ошибок путем зачеркивания и с помощью корректирующих средств; б) обращение-анкета (образец анкеты представлен в приложении N 5 к Административному регламенту) по истребованию документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, заполненную в двух экземплярах на каждый документ отдельно и подписанную заявителем. Заполнение анкеты осуществляется с использованием компьютерной, машинописной техники или разборчивым почерком. Адреса места жительства и органа ЗАГС указываются полностью, включая почтовый индекс. Все графы заполняются как можно более точной информацией. При отсутствии данных указывается причина, а в графе "дополнительные сведения" приводится уточняющая информация(например, если неизвестен орган ЗАГС, зарегистрировавший рождение ребенка, указывается место жительства родителей на момент регистрации; если человек, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умер и запрашивает документ родственник умершего, то указывается фамилия, имя, отчество умершего и дата смерти). Второй экземпляр анкеты с пометкой «подлежит возврату» в правом верхнем углу используется для определения адресата и вместе с документом возвращается в орган, инициировавший запрос о правовой помощи. По усмотрению заявителя анкета может быть дополнена копиями иных документов, облегчающих и ускоряющих поиск необходимой записи акта. Перед направлением запроса о правовой помощи, касающегося истребования документов с территории иностранного государства об обращениям граждан, в соответствии со статьей 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации взимается государственная пошлина за истребование документа в размере 200 рублей (отдельно за каждый документ). В связи с тем, что Республикой Узбекистан не ратифицирован Протокол от 28 марта 1997 года к вышеуказанной Конвенции, запрос о правовой помощи с пакетом документов, оформленный в отделе ЗАГС Удмуртской Республики направляется через Министерство юстиции Российской Федерации в Министерство юстиции Республики Узбекистан.
Вопрос: Какие необходимо предоставить документы для того, чтобы заключить брак с гражданином Азербайджана на территории Российской Федерации? Ответ: Согласно ст. 156 Семейного кодекса Российской Федерации форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 24-27 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» при подаче заявления о заключении брака с гражданином Азербайджанской Республики в орган ЗАГС должны быть представлены: - паспорт гражданина Азербайджанской Республики и его нотариально заверенный перевод на русский язык; - документ, выданный районным отделом регистрации по месту проживания обратившегося, подтверждающий, что гражданин в браке не состоит и препятствий к заключению брака не имеет. В документе отражается информация об имени, фамилии, отчестве обратившегося, проверяемом периоде и наименовании регистрационного отдела. К документу следует приложить нотариально удостоверенный перевод на русский язык, который желательно сделать на территории Российской Федерации; -лица, состоящие ранее в браке, должны предъявить органу ЗАГС документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака. Таким документом может быть решение суда о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо другой документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака. К документу следует приложить нотариально удостоверенный перевод на русский язык, который желательно сделать на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», за государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается госпошлина 200 руб. Квитанция об оплате государственной пошлины также прилагается к заявлению о заключении брака при его подаче в орган ЗАГС.
Вопрос: Каковы действия гражданина, проживающего на территории Российской Федерации и получившего свидетельство о регистрации акта гражданского состояния из Армении без перевода? Ответ: При получении свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния на официальном языке запрашиваемого государства без перевода, гражданину в соответствии со ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 необходимо сделать перевод документа на русский язык и верность перевода текста нотариально удостоверить для использования документа на территории Российской Федерации.
Вопрос: Каков порядок действий гражданина, проживающего на территории Российской Федерации и получивший с территории Украины извещение об отсутствии записи акта гражданского состояния? Ответ: В случае поступления на имя гражданина с территории Украины извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния, её восстановление может производиться в органе ЗАГС Российской Федерации по месту вынесения решения суда, вступившего в законную силу, в соответствии со ст. 74 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ В этом случае заявителю необходимо обратиться в суд по месту жительства. Запись акта гражданского состояния может быть восстановлена по поступлении в орган записи актов гражданского состояния, вступившего в законную силу решения суда об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации состояния с отметкой о том, что запись акта гражданского состояния восстановлена.
Вопрос: Возможно ли получить свидетельство о расторжении брака в Российской Федерации в случае расторжения брака в судебном порядке на территории Израиля? Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 160 Семейного кодекса Российской Федерации расторжение брака между гражданами Российской Федерации либо расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным на территории в Российской Федерации. Органы ЗАГС Российской Федерации не производят регистрацию расторжения брака на основании решений судов иностранных государств. В Вашем случае процедура расторжения брака должна быть завершена на территории Израиля. В компетентных органах Израиля, в которых расторгался брак, Вы можете уточнить порядок выдачи окончательных документов, подтверждающих факт расторжения брака согласно законодательству Израиля. Такими документами могут являться либо решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу, либо соответствующее свидетельство о расторжении брака, выданное компетентными органами Израиля. Согласно международным нормам документы, выданные компетентными органами Израиля и легализованные в установленном порядке, признаются на территории Российской Федерации. |