Вернуться к обычному виду

Общественные смотры-конкурсы

Общественные смотры-конкурсы, как форма повышения деловой

квалификации работников органов ЗАГС Удмуртской АССР

в 1970-1980-е годы

 

 

На основании постановления Совета Министров РСФСР от 18 марта 1963 года № 330 постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от      18 апреля 1963 года № 159 был образован отдел записи актов гражданского состояния Совета Министров Удмуртской АССР в составе: заведующей отделом  Шишкиной Зои Никитичны (образование неполное среднее), инспектора Сметаниной Адели Павловны (образование среднее),  заведующей республиканским архивом ЗАГС Быдановой Эльвины Петровны (образование среднее), архивариуса Дудиной Валентины Григорьевны (образование среднее). Постановлением Совета Министров УАССР от 17 мая 1965 года      № 230 было утверждено положение об отделе ЗАГС Совета Министров УАССР.[1]

Руководство органами ЗАГС было возложено на заместителя председателя Совета Министров УАССР Никитина Евстафия Петровича.

В Удмуртии имелось 10 сельских районов, два промышленных, один индустриальный, три района городского подчинения, шесть городов, 242 сельских и 15 поселковых Совета депутатов трудящихся. В 1964 году количество работников органов ЗАГС составляло: заведующих – 18, делопроизводителей – 14; архивистов – один.[2]

В практической деятельности органов ЗАГС по регистрации актов гражданского состояния важнейшее значение имело и имеет соблюдение законности, что предполагает хорошее знание всеми работниками законодательства, правильное применение правовых норм, постоянное повышение своего профессионального уровня. В этом направлении органами ЗАГС в СССР проводилась определенная работа, использовались самые разнообразные формы обучения. Руководящие работники органов ЗАГС обучались на курсах повышения квалификации работников юстиции, создавались постоянно действующие семинары, осуществлялось прохождение практики и стажировки, распространялся положительный опыт работы, использовались и такие формы, как самостоятельная учеба, в т.ч. написание рефератов, создавались школы передового опыта, методические кабинеты, широкое распространение получило наставничество.

Юридическая комиссия при Совете Министров РСФСР в письме от       06 июля 1970 года № 10-д «Об опыте работы органов ЗАГСа Горьковской области по применению нового законодательства о браке и семье» рекомендовала в качестве формы повышения профессионализма сотрудников органов ЗАГС проведение смотров их работы: «…Общественные смотры работы органов ЗАГСа способствуют активизации работы по внедрению и совершенствованию новой гражданской обрядности, повышению культуры обслуживания населения, улучшению качества оформления документации и совершенствованию всей остальной работы органов ЗАГСа…».[3]

 

16 февраля 1972 года Министерство юстиции СССР направило управляющим делами Советов Министров автономных республик, секретарям крайисполкомов, облисполкомов рекомендации по проведению республиканских, краевых, областных семинаров по повышению деловой квалификации работников органов ЗАГС. В программу подобных семинаров должны были входить изучение законодательства о браке и семье, в т.ч. постановления Совета Министров РСФСР от 18 февраля 1964 года № 203 «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов».[4]

В Удмуртской АССР широкое применение получила организация общественных смотров-конкурсов на лучший городской, районный орган ЗАГС. В 1973 году отделом записи актов гражданского состояния Совета Министров УАССР было подготовлено Положение о смотре-конкурсе на лучший городской и районный ЗАГС исполкома районного (городского) Совета депутатов трудящихся Удмуртской АССР.

Согласно Положению, главными задачами смотра-конкурса являлись: «обеспечение полной и своевременной регистрации актов гражданского состояния, повышение культуры обслуживания населения, внедрение в быт советских граждан новых гражданских обрядов, связанных с регистрацией браков и рождений, оказание систематической помощи сельским и поселковым советам, пропаганда брачно-семейного законодательства среди населения и повышение идейно-политического уровня и деловой квалификации работников органов ЗАГСа».

          Основными условиями смотра-конкурса стали:

         «1.Четкая организация работы ЗАГСа и состояние делопроизводства.

2. Полнота и своевременность регистрации актов гражданского состояния в соответствии с Законом.

3. Число зарегистрированных рождений и браков, проведенных в торжественной обстановке.

4. Полнота и правильность заполнения актовых записей.

5. Качество оформления дел по перемене гражданам СССР фамилии, имени и отчества.

6. Правильность взимания государственной пошлины.

7. Активное участие в работе общественных комиссий по гражданским обрядам при исполкомах Советов.

8. Четкая организация приема и культура обслуживания граждан.

9. Правильное и своевременное рассмотрение заявлений граждан, запросов учреждений и организаций.

10. Повышение идейно-политического уровня и деловой квалификации работников.

11. Строгое соблюдение государственной и трудовой дисциплины.

12. Качество и сроки представления статистической отчетности.

13. Состояние архивного фонда книг регистрации актов гражданского состояния.

14. Состояние учета и хранения бланков гербовых свидетельств регистрации актов гражданского состояния.

15. Оказание помощи исполкомам сельских (поселковых) советов по регистрации актов гражданского состояния.

16. Количество проведенных докладов и бесед.

17. Чистота и порядок содержания служебного помещения.

18. Активное участие в общественной жизни.».

Общее руководство смотром-конкурсом осуществлялось обкомом профсоюза работников госучреждений и отделом ЗАГС Совета Министров Удмуртской АССР. Для проверки выполнения районными (городскими) бюро ЗАГС условий смотра районные и городские комитеты профсоюза работников госучреждений по согласованию с исполкомами рай(гор)советов создавали комиссии в составе трех-пяти человек. Республиканская комиссия анализировала справки по итогам смотра, проводила проверки деятельности бюро ЗАГС.

По итогам первого смотра-конкурса республиканской комиссией отмечалось, что «общая культура в работе, состояние делопроизводства, контроль за полнотой и своевременной регистрацией актов гражданского состояния улучшается. В 1973 году проведена торжественная регистрация браков – 67,1%, а торжественная регистрация рождений только – 13,7%.». Во всех справках проверки указывалось на правильность взимания государственной пошлины и систематическое проведение ревизии по взиманию госпошлины, расходованию и хранению гербовых свидетельств. Проверяющие отмечали хорошую организацию приема посетителей, своевременное разрешение поступающих жалоб и заявлений и отсутствие жалоб на работников бюро ЗАГС. «В большинстве органов ЗАГСов строго соблюдается государственная и трудовая дисциплина, вежливое обращение с посетителями, культурное содержание помещений, хорошее состояние архивных фондов… Все ЗАГСы проводят семинары с секретарями сельских и поселковых Советов, но большинство заведующих очень редко выезжают в сельсоветы…».

В ходе смотра всем бюро ЗАГС, сельским и поселковым советам были изготовлены для торжественной регистрации актов гражданского состояния ленты – «310 штук на сумму 2300 рублей.».

По итогам смотра-конкурса 1 место было присуждено Ижевскому городскому бюро ЗАГС (Почетная грамота и премия 100 рублей); 2 место поделили  Воткинское и Глазовское городские бюро ЗАГС (Почетные грамоты и по 30 рублей премии); 3 место заняли Увинское районное бюро  ЗАГС и Сарапульское городское бюро ЗАГС (Почетные грамоты и по 20 рублей премии).

Поощрительными премиями по 20 рублей за хорошую работу отмечены заведующие районными бюро ЗАГС: Дебесским – Гапоненко Надежда Георгиевна, Игринским – Корепанова Лидия Афанасьевна, Балезинским – Лапшина Светлана Ивановна, Можгинским – Подлипенская Лидия Ивановна и Кизнерским – Шуткина Пелагея Федоровна. Именными часами награждены отработавшие от 17 до 26 лет заведующие органами ЗАГС районов: Каракулинского – Менькова Капиталина Ильинична, Камбарского – Щербакова Клавдия Кузьминична, Киясовского – Красноперова Анна Кузьмовна, Шарканского – Долганова Валентина Алексеевна, Вавожского – Рыжкова Феклиния Васильевна, Кезского – Ложкина Антонида Тимофеевна и заведующая Республиканским архивом ЗАГС - Быданова Эльвина Петровна. [5]

В числе важных задач, поставленных при объявлении в Удмуртской АССР смотра-конкурса на 1974 год, были:

«а) улучшение торжественной регистрации рождений в ЗАГСах городов Ижевска, Глазова, в сельских районах (в трех районах нет торжественной регистрации, а в 10 гор(рай) ЗАГС – менее 10%) при общем уровне только 20%;

б) улучшение торжественной регистрации браков, особенно, в сельских районах (в шести районах от 30 до 60% при общем уровне 80%);

в) наведение порядка в архивах городских и районных ЗАГС, начать составление алфавитных книг, освободить городские и районные ЗАГСы от метрических книг, хранящихся в них более 75 лет (имеется более 1000 книг);

г) систематическая проверка работы ЗАГСов общественными комиссиями, опытными заведующими городскими и районными ЗАГСами вновь приступивших к работе;

д) дальнейшее упорядочение режима работы ЗАГСов.».[6]

Основной задачей органов ЗАГС оставалось обеспечение уважительного отношения к людям, внимательного подхода к их нуждам и запросам, высокой культуры обслуживания.

В ходе смотров-конкурсов большое внимание уделялось повышению идейно-политического уровня и деловой квалификации работников органов ЗАГС, распространению и внедрению передового опыта, укреплению отношений сотрудничества и товарищеской взаимопомощи, дисциплины и организованности.

В постановлении Областного комитета профсоюза работников госучреждений и отдела ЗАГС Совета Министров УАССР от 15 марта 1975 года «Об итогах общественного смотра-конкурса на лучший городской и районный ЗАГС Удмуртской АССР в 1974 году» отмечалось улучшение качества регистрации актов гражданского состояния: «… За 1974 год не было случаев возврата актовых записей на исправление… Полностью сохранены бланки гербовых свидетельств, не было ни одного случая утери, а количество испорченных бланков сократилось с 1,8% в 1973 году до 1,3% в 1974 году...».

По итогам смотра награждены Почетными грамотами Обкома профсоюза и денежными премиями 6 городских и районных бюро ЗАГС: за 1 место - Глазовское городское и Вавожское районное; за 2 место - Можгинское и Ижевское городское;  за 3 место - Дебесское районное и Воткинское городское.

За продолжительную безупречную работу в органах ЗАГС, активное участие в общественной жизни и хорошие показатели были награждены именными часами заведующие бюро ЗАГС:

Журавлев Василий Селиверстович – Алнашский район,

Боталова Роза Александровна – Глазовский район,

Борисова Екатерина Васильевна – Граховский район,

Корепанова Лидия Афанасьевна – Игринский район,

Вахрушева Вера Матвеевна –  Як-Бодьинский район,

Шуткина Пелагея Федоровна – Кизнерский район,

Таманова Тамара Васильевна – город Ижевска,

Рудина Валентина Григорьевна – делопроизводитель республиканского архива ЗАГС.

За хорошие показатели в работе ЗАГС в 1974 году, активную работу выданы поощрительные премии по 20 рублей заведующим бюро ЗАГС:

Псаревой Тамаре Михайловне – Красногорский район,

Меньковой Капиталине Ильиничне – Каракулинский район,

Подлипенской Лидии Ивановне – Можгинский район,

Шутовой Тамаре Павловне – Ленинский район города Ижевска.[7]

Как правило, итоги смотров-конкурсов подводились на семинарах-совещаниях работников органов ЗАГС Удмуртской АССР «по совершенствованию их деятельности и обмену положительным опытом работы». Одновременно на таких семинарах подводились итоги работы органов ЗАГС за истекший год, отмечались недостатки, определялись задачи на следующий период. Более четкая организация работы органов ЗАГС способствовала улучшению качества составляемых документов, сокращалось количество актовых записей, возвращаемых на дооформление, в основном, правильно и своевременно исполнялись заявления и ходатайства граждан, оказывалась помощь должностным лицам исполкомов сельских и поселковых Советов в регистрации актов гражданского состояния.

В 1976 году в Удмуртской АССР регистрацию актов гражданского состояния производили 297 органов ЗАГС, в т.ч. 32 бюро ЗАГС, из них пять городских, два районных в городе Ижевске и 25 районных в сельской местности, а также 15 поселковых и 250 сельских Советов. Шесть сотрудников органов ЗАГС имели стаж работы более 20 лет: Быданова Эльвина Петровна, заведующая Республиканским архивом ЗАГС – 27 лет, Рыжкова Феклиния Васильевна – заведующая Вавожским бюро ЗАГС и Красноперова Анна Кузьмовна – заведующая Киясовским районным бюро ЗАГС – по 26 лет; Менькова Капиталина Ильинична – заведующая Каракулинским районным бюро ЗАГС и Долганова Валентина Алексеевна – заведующая Шарканским районным бюро ЗАГС – по 25 лет, Щербакова Клавдия Кузьминична – заведующая Камбарским районным бюро ЗАГС – 24 года.

С середины 1970-х годов большое внимание стало уделяться укреплению материально-технической базы органов ЗАГС. Наличие хороших помещений становится одним из основных условий смотров-конкурсов и показателей деятельности органов ЗАГС.

В докладе заведующей отделом ЗАГС Совета Министров Удмуртской АССР Н.К. Коробейниковой на республиканском совещании-семинаре заведующих городскими (районными) бюро ЗАГС 23 декабря 1976 года отмечалось: «…В целях экономии времени посетителей необходимо повсеместно оборудовать помещения ЗАГСов витринами и стендами с образцами документов, оборудовать помещения необходимой мебелью.

В январе 1977 года переедет в новое хорошее помещение Ленинский районный ЗАГС г. Ижевска… К сожалению, не везде еще проявляется должная забота о создании обстановки для посетителей ЗАГСов. Многие помещения не отвечают необходимым требованиям. Достаточно сказать об Индустриальном ЗАГСе города Ижевска. Индустриальный район – один из самых перспективных, растущих районов города. С интенсивным ростом численности населения растет и количество посетителей в ЗАГСе. А ЗАГС,  по-прежнему, находится в полуподвальном сыром помещении. Неоднократное обращение к руководству исполкома пока не привело к положительному результату.

Некоторые руководители районных и городских ЗАГСов ссылаются на отсутствие надлежащих условий, необходимых при проведении торжественных регистраций браков и рождений. С этими доводами, товарищи, мы согласиться не можем. Надо изыскивать другие возможности, проводить регистрацию рождений и браков во дворцах, домах культуры. Но эта работа должна проводиться…».

В докладе Н.К. Коробейниковой обращалось внимание, что в связи с обменом паспортов в СССР на паспорт нового образца выросло количество обращений трудящихся в органы ЗАГС по вопросам, связанным с получением повторных свидетельств, восстановлением и исправлением актовых записей, переменой имени, и ЗАГСы республики в основном работали четко.

Большое место уделялось в докладе правильному ведению и заполнению планово-отчетных документов по деятельности органов ЗАГС, содержанию объяснительных записок к ним и срокам представления планов и отчетов, необходимости «освещать проводимые мероприятия по улучшению качества работы и повышению культуры обслуживания населения; …по обеспечению полноты и своевременности регистрации рождений и смертей; внедрению гражданских обрядов; какие вопросы деятельности органов ЗАГС слушались на заседаниях исполкомов; как осуществляется контроль за деятельностью должностных лиц исполкомов сельских и поселковых Советов, регистрирующих акты гражданского состояния, и оказывается им помощь; освещать вопросы пропаганды законодательства о браке и семье среди населения, …наиболее интересные формы и методы работы ЗАГСа, …о происшедших изменениях в размещении и оборудовании ЗАГСа…». Отдельно и подробно в докладе говорилось об упорядочении архивного фонда: «Необходимо провести надлежащую подготовку метрических книг, составленных до 1901 года, к передаче в Республиканский архив ЗАГС из городских и районных бюро ЗАГС…».[8]

В свою очередь республиканские семинары-совещания заведующих городскими и районными бюро ЗАГС также становились площадкой для приобретения новых знаний, повышения деловой квалификации сотрудников. Так, 23-24 декабря 1976 года на республиканском семинаре перед собравшимися выступили заведующая сектором ЗАГС Статуправления УАССР Н.К. Бронникова, заместитель министра здравоохранения УАССР                  З.К. Иванова, заместитель председателя Верховного суда Удмуртской АССР Р.Л. Ушаков, старший инспектор паспортного стола МВД Удмуртской АССР Г.Д. Микульская. Опытом работы делились заведующие Дебесским районным бюро ЗАГС Н.Г. Гапоненко - «Распорядок работы ЗАГС, организация приема, работа с письмами, заявлениями и жалобами граждан», Можгинским городским бюро ЗАГС А.В. Саенко - «Организация торжественной регистрации браков», Алнашским районным бюро ЗАГС   В.С. Журавлев - «Участие в работе общественной комиссии исполкома райсовета по гражданским обрядам. Организация торжественной регистрации рождений», Можгинским районным бюро ЗАГС Л.И. Подлипенская - «Организация учебы должностных лиц сельских Советов, ведущих регистрацию актов гражданского состояния», Глазовским городским бюро ЗАГС Л.А. Чувашова - «Соблюдение органами ЗАГС законодательства о браке и семье при регистрации установления отцовства и усыновления (удочерения)», Ижевским городским бюро ЗАГС Т.В. Таманова - «Рассмотрение ходатайств граждан СССР о перемене фамилий, имен и отчеств», Воткинским городским бюро ЗАГС    М.И. Перевозчикова - «Практика работы ЗАГСа по восстановлению утраченных записей актов гражданского состояния», Балезинским районным бюро ЗАГС М.Х. Хакимова - «Делопроизводство, учет, хранение бланков свидетельств и отчетность в их расходовании», заведующая Республиканским архивом ЗАГС Э.П. Быданова - «О порядке, условиях и сроках хранения книг регистрации актов гражданского состояния. Порядок сдачи метрических книг в государственный архив. Исправление, дополнение и аннулирование записей актов гражданского состояния».

Участники семинара посетили Ижевское городское бюро ЗАГС и присутствовали на торжественной регистрации брака.[9]

В ходе смотра, проведенного в 1977 году, в трех городах республики сотрудниками бюро ЗАГС были организованы лектории для молодежи, вступающей в брак. Работниками органов ЗАГС республики было прочитано 29 лекций, организовано шесть выступлений на страницах местной печати, два - по радио.[10]

В 1981 году регистрацию актов гражданского состояния в Удмуртской АССР производили 32 отдела ЗАГС исполкомов районных (городских) Советов народных депутатов и 270 исполкомов поселковых и сельских Советов. Всего было зарегистрировано 70070 актов гражданского состояния.[11]

В течение 1981 года работниками отдела ЗАГС Совета Министров УАССР и районных, городских бюро ЗАГС было проведено 155 проверок работы должностных лиц исполкомов сельских и поселковых Советов, организовано 60 семинаров-совещаний, 53 секретаря исполкомов Советов прошли производственную практику, 60 председателей и 22 секретаря – стажировку. Сотрудниками органов ЗАГС прочитано и проведено 117 лекций и бесед, опубликовано 24 статьи в местной печати, подготовлено пять выступлений по телевидению и радио. Для подготовки к вступлению молодежи в брак в республике было организовано 30 лекториев, клубов молодой семьи. С декабря 1981 года в городе Ижевске начала работу служба знакомства, которая была создана при объединении «Удмуртбытсправка».[12]

В документах об итогах смотра-конкурса на лучшее бюро ЗАГС исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов УАССР за 1981 год отмечалось, что «…Несмотря на возрастание объема и сложности работы, в органах ЗАГСа стало меньше допускаться нарушений законодательства и ошибок при регистрации актов гражданского состояния, своевременно и качественно рассматриваются дела по восстановлению и изменению актовых записей. Значительно улучшились сроки исполнения запросов граждан о высылке повторных свидетельств, сократился возврат актовых записей на дооформление...

 В целях повышения эффективности проводимой работы по укреплению семьи, обеспечению полноты и своевременности регистрации актов гражданского состояния, пропаганде брачно-семейного законодательства установлены тесные контакты с органами юстиции, суда, внутренних дел, культуры, здравоохранения, государственной статистики…».[13]

Значительно улучшилась материально-техническая база органов ЗАГС республики. В 1981 году выделили новые благоустроенные помещения для отделов ЗАГС исполкомы Можгинского городского, Кезского, Балезинского, Юкаменского, Можгинского районных Советов народных депутатов, завершена реконструкция здания Ижевского городского бюро ЗАГС.               15 отделов ЗАГС в Удмуртии имели залы для проведения торжественной регистрации браков и рождений и отдельные комнаты для хранения архивных документов.[14]

Вместе с тем, был выявлен и ряд недостатков, из них самый распространенный – необоснованное сокращение сроков регистрации браков. Отмечалось как недостаток также, что «Во многих районах республики по-прежнему слабо обеспечивается учет естественного движения населения… Неудовлетворительное положение с учетом естественного движения населения объясняется тем, что заведующие районных бюро ЗАГС слабо контролируют работу должностных лиц исполкомов поселковых и сельских Советов, смирились с фактами просрочки и неполноты регистрации этих актов, не повышают требовательности к работникам за надлежащее исполнение ими служебного долга по обеспечению соблюдения закона при регистрации рождений и смертей…».[15]

В документах о проведении в республике общественных смотров деятельности органов ЗАГС нашла отражение и широко ведущаяся в стране в 1970-1980-е годы атеистическая пропаганда и борьба с религиозной обрядностью.

Выступая с докладом «Об итогах работы органов ЗАГС УАССР за 1983 год и задачах по дальнейшему улучшению их деятельности» на республиканском семинаре-совещании работников органов ЗАГС, исполняющая обязанности заведующей отделом ЗАГС Совета Министров УАССР Н.Л. Рогожникова обратила особое внимание сотрудников на совершенствование форм новой обрядности: «…Важное место в деле укрепления семьи принадлежит гражданским обрядам бракосочетания, наречения имени, помолвки, которые из года в год совершенствуются, дополняются новыми элементами. Торжественный обряд бракосочетания как в городе, так и в селе стал настолько привычным, что молодые люди не представляют сейчас свадьбы без торжественного ритуала в органах ЗАГСа… С каждым годом все большую актуальность приобретает обряд помолвки, который следует рассматривать как важную профилактическую работу с целью предупреждения непродуманных браков, так как проводимые индивидуальные беседы с супругами, подавшими заявления о расторжении брака, желаемого эффекта не дают… Внедрение обряда помолвки не самоцель. Этого требует обстановка, сложившаяся с расторжением браков в республике…».[16]

В целом, отмечалось, что по итогам смотра-конкурса «…Повысился уровень организационной работы органов ЗАГСа, улучшилось планирование, действеннее и разнообразнее стали формы контроля, проверки исполнения и оказания практической помощи исполкомам поселковых и сельских Советов в регистрации актов гражданского состояния, теснее взаимодействие с органами юстиции, внутренних дел, культуры, здравоохранения в решении вопросов по обеспечению полноты и своевременности регистрации актов гражданского состояния, укреплению семьи, пропаганде права…».[17]

В 1987 году в Удмуртской АССР смотр-конкурс проводился в форме социалистического соревнования на лучший отдел ЗАГС исполкома районного (городского) Совета народных депутатов.[18]

К концу 1980-х годов смотры-конкурсы на лучший орган ЗАГС в республике перестали проводиться и такая форма, как социалистическое соревнование, тоже изжила себя. С 1990 года основной формой повышения  профессионального уровня работников органов ЗАГС Удмуртской АССР (затем – Удмуртской Республики) стало их обучение в рамках постоянно действующих семинаров, где проводился обмен опытом работы, организовались практические занятия.

В программу занятий первого такого семинара в Удмуртской АССР на 1990 год было включено изучение следующих вопросов: состояние и пути совершенствования брачно-семейного законодательства,  подготовка и проведение пенсионной реформы, религиозная обрядность, судебная практика по делам об установлении юридических фактов, взаимодействие органов ЗАГС с работниками культуры, торговли, бытового обслуживания, правовые и социально-педагогические аспекты усыновления, порядок хранения и передачи в государственный архив книг регистрации актов гражданского состояния и метрических книг.[19]

 Несомненно, применение различных форм распространения лучшего опыта работы и повышения деловой квалификации сотрудников имело положительный эффект для развития сферы деятельности органов ЗАГС, способствовало повышению качества их работы и укреплению материальной базы, росту профессионального мастерства работников.

 С 1985 по 1990 годы были отремонтированы 17 помещений органов ЗАГС. В апреле 1990 года в информации заведующей отделом ЗАГС Совета Министров УАССР Н.Л. Рогожниковой  в Министерство юстиции РСФСР «О ходе выполнения постановления Совета Министров РСФСР от 21.06.1985       № 263 «Об улучшении условий работы государственных нотариальных контор, отделов (бюро) ЗАГСов и юридических консультаций» отмечалось, что «…В настоящее время все отделы ЗАГСа имеют телефоны, микрокалькуляторы, необходимую мебель, магнитофоны или проигрыватели. 26 отделов снабжены пишущими машинками. Все заведующие отделами ЗАГСа, ведущие торжественную регистрацию актов гражданского состояния, имеют ритуальную одежду. Девяти сотрудникам органов ЗАГСа улучшены жилищные условия…».[20]

Возобновилось проведение республиканских смотров работы органов ЗАГС уже в новую эпоху – постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 сентября 1996 года № 644 был объявлен «смотр работы райгоротделов ЗАГС Удмуртской Республики по учету, обработке и хранению документов».[21]

 

Заместитель начальника отдела

общей и организационной работы, учета,

обработки и хранения документов

Комитета по делам ЗАГС при Правительстве

Удмуртской Республики                                                               Н.Г. Пушкарева



[1] ГКУ «Центральный государственный архив Удмуртской Республики», Р-551, оп.9, д.12, л.46).

[2] Там же,  л. 26-27.

[3] Там же, д. 24, л.16.

[4] Там же, д. 30, л. 1-5.

[5] Там же, д. 34, л. 3-7.

[6] Там же, д. 44, л. 8.

[7] Там же, д. 37, л.1-2; д. 44, л. 8. 

[8] Там же, д.47, л. 1-20.

[9] Там же.

[10] Там же, д. 57, л. 1-3.

[11] Там же, д.118, л.10-13.

[12] Там же, д.104, л.1-6.

[13] Там же, д.103, л. 7,18, 30.

[14] Там же, д.118, л. 10-13.

[15] Там же, д.116, л.6,16, 20.

[16] Там же, д.138, л. 5, 9-11.

[17] Там же, д.128, л.1.

[18] Там же, д.177, л.1-78.

[19] Там же, д. 206, л. 1-2.

[20] Там же, д.213, л. 34-35.

[21]Там же,  Р-1740, оп.7, д.21,1-2.