Вернуться к обычному виду

Метрические книги. История и значение для научных исследований

Метрические книги. История и значение для научных исследований.

 

Метри́ческими книгами назывались журналы для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века по 1918 год. Ведение метрических книг в России было возложено на духовные учреждения. Православные метрические книги  начали распространяться с 1720-года. Среди исповедующих другие конфессии метрические записи появились намного позже. Это было связано с тем, что в Российской империи инородческие конфессии оставались «вне закона» вплоть до правления Екатерины Великой.

123213.png

Вопрос о введении метрических книг среди мусульман впервые был поднят Оренбургским вице-губернатором Н. Ханыковым в 1827 году. В своем обращении в Оренбургское губернское правление он указал на то, что время рождения магометанских младенцев нигде и никем не записывается и это вызывает неудобства при рассмотрении судебных дел о малолетних преступниках, а также невозможно точно установить возраст мусульманских юношей при наборе в рекруты. Он предложил вменить в обязанность Оренбургскому магометанскому духовному собранию завести и рассылать по всем мечетям такие же метрики, какие ведутся христианскими священниками.

Это предложение одобрил Оренбургский военный губернатор генерал П.К. Эссен. 6 июня 1827 года он обратился к Министру народного просвещения и Главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса, а также дал указание Оренбургскому губернскому правлению, чтобы метрические книги «по Оренбургской губернии введены были ныне же» .

21 сентября 1828 года последовал Сенатский указ о введении в употребление метрических книг по Оренбургскому духовному магометанскому управлению. В соответствии с этим указом духовному собранию из государственного казначейства было отпущено 700 рублей с тем, чтобы они служили постоянным запасом для изготовления и своевременной рассылки метрических книг по магометанским приходам.

В каждый приход отправлялось по 2 экземпляра метрических книг. За полученные шнуровые книги приходский имам должен был дать расписку о получении, а также выслать за них 50 копеек в Оренбургское магометанское духовное собрание.

Собранные таким образом деньги вновь направлялись на изготовление и рассылку метрических книг.

1212.png

323.png

21.png

12322.png

Шнуровая метрическая книга состояла из четырех разделов. В первую часть должны были заноситься сведения о родившихся: «кто родился и какое ему дано имя; число и месяц рождения; сословие  отца, имена отца и матери, где родился».

Во второй части фиксировались сведения о бракосочетавшихся: «кто именно и с кем вступает в супружество; число и месяц бракосочетания; кто были родители бракосочетавшихся; сколько и кто именно были свидетелями; главные условия бракосочетания; кто из духовных лиц совершил брак».

Третья часть предназначалась для регистрации акта «о разведшихся», где указывалось: «кто именно и с кем разведен; число и месяц; по каким причинам; кто были свидетелями; по чьему решению расторгнут брак».

В последней части записывались сведения об умерших: «кто умер (имя умершего); число и месяц; каких лет; от какой болезни или отчего умер; где умер и где погребен».

В указе отмечалось, что имамы пишут метрические книги на татарском языке, если не знают русского. Эта оговорка стала причиной того, что почти все метрики писались исключительно на татарском языке арабскими буквами. Имамы должны были по окончании каждого года один экземпляр отправлять  в Оренбургское духовное магометанское собрание. Второй экземпляр оставался в мечетях на хранении на случай если будет надобность выдавать выписки из метрических книг по требованию присутственных мест.

Первые метрические книги были разосланы в начале 1829 года. С этого времени и вплоть до 1937 года регистрация актов о родившихся, сочетавшихся браком, разведшихся и умерших проводилась в мечетях духовными лицами.

Согласно декрету Советской власти «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 г. дело по регистрации актов гражданского состояния было изъято из ведения духовных учреждений и передано в руки органов местной и государственной власти, а акты гражданского состояния, зарегистрированные в метрических книгах мечетей, потеряли свою юридическую силу. Однако мусульманское население по старой привычке продолжало обращаться за регистрацией в мечети и к духовным лицам. С 1924 года название «метрическая книга» было изменено на «семейную тетрадь» («Гаилә дәфтәре»).

Сегодня мусульманские метрические книги хранятся в фондах многих республиканских и областных архивов. Наиболее полный комплект метрических книг сосредоточен в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан. Они вошли в состав фонда Оренбургского магометанского духовного собрания (Ф. №-295), где хранится 71128 дел, многие из которых (мусульманские метрические книги) - с 1829 по 1899 год, по некоторым приходам до 1919 года.

Значительное количество дубликатов, т.е. вторых экземпляров, хранится и в региональных архивах. Так в Центральном государственном архиве Удмуртской республики в фонде № 169 хранится 121 метрическая книга. Большинство из этих метрических книг территориально относится к мусульманским населенным пунктам современной Удмуртии, и незначительная часть - к Агрызскому району Республики Татарстан. Хронологические рамки составляют с 1830 по 1927 годы. Самые ранние  метрики Кестымской мечети – с 1830 года, однако, сохранились не за все годы. Имеются метрики двух Ижевских, Воткинской мечетей, Сарапульского молельного дома, а так же многих деревенских мечетей. Несколько метрических книг татарских деревень Удмуртии так же хранятся в Национальном архиве Республики Татарстан.

Метрические книги являются уникальными и ценнейшими документальными источниками. Они имеют огромное научно-историческое значение как при изучении истории ислама, составлении родословных, так и для изучения истории населенных пунктов. Их информационный потенциал поистине неисчерпаем. Содержащийся в них фактический материал может послужить источниковой базой для многих фундаментальных исследований в самых разных направлениях научных изысканий.

Особый интерес представляют сведения о приходе и его имаме. С 1899 года метрические книги были дополнены специальной анкетой, где должны были содержаться следующие данные: фамилии, имена и отчества имамов и муэдзинов, сколько им лет; когда, где и на какую духовную должность они получили указ; где и у кого получили образование, где они проживают постоянно; название населенного пункта (официальное и как оно называется среди населения); какие еще деревни входят в этот приход и расстояние до них;

сколько душ мужского и женского пола насчитывается в деревне и в приходе в целом; когда и на основании какого документа построена мечеть, у кого хранится документ; с какого года выдается метрическая книга; к какой волости, полицейскому стану и земскому участку относится данный населенный пункт. Эти сведения являются уникальными при написании истории мечетей и населенных пунктов.

43.png

К сожалению, до сих пор этот уникальный исторический источник остается вне поля зрения исследователей. В первую очередь, это объясняется тем, что основная масса мусульманских метрических книг написаны арабской графикой. Вследствие этого многие исследователи не имеют информации как о составе и содержании метрических книг, так и о месте их хранения.

 

 

Касимов Ильмир Харисович

имам-хатыб Кестымской мечети Балезинского района,

краевед, педагог дополнительного образования МБОУ «Кестымская СОШ»,

руководитель музея «Татар Йорты» МБОУ «Кестымская СОШ».

 

Использованные источники:

1.      Раис КУТУШЕВ. О введении метрических книг в Башкортостане. // http://www.vatandash.ru/index.php?article=2181

2.      Метрическая книга // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0.

3.      Опись метрических книг магометанских приходов, хранящихся в ГКУ «ЦГАУР».

4.       Фотокопии метрических книг магометанских приходов, хранящихся в ГКУ «ЦГАУР», из личного архива автора.