Вернуться к обычному виду

Из истории образования органов ЗАГС РФ

 

Согласно нормам Семейного права:

         Акты гражданского состояния - события и действия, которые характеризуют гражданское состояние человека.

         С ними связано возникновение, изменение и прекращение определенных прав и обязанностей.

         Поэтому государство охраняет и защищает важнейшие акты гражданского состояния путем их регистрации в установленном порядке.

В этом году отмечается 100 летний юбилей со дня образования органов записи актов гражданского состояния России. И отсчет этому ведется с 18 декабря 1917 года, со дня Декрета о гражданском браке, о детях и введении книг-актов состояния.

Однако, с исторической точки зрения, все началось гораздо раньше...

Еще в 1721 году российский император Петр 1, наряду с другими европейскими новшествами, «чтобы ведать о количестве всего Российского государства людей» своим Указом

         приписал всё православное население Российской империи к церковным приходам по месту проживания

         включил церковные учреждения в систему государственных органов России

         велел приходским священнослужителям регистрировать рождение, бракосочетание и смерть прихожан своего прихода в специальных Метрических книгам.

Так, к 1722 году сложилась система Регистрация актов гражданского состояния. Вплоть до Октябрьской революции функции регистрации актов гражданского состояния в России выполняла Русская православная церковь, которая имела свое делопроизводство.

Брак считался законным, если состоялось

         торжественное венчание, и осуществлена

         запись в церковной метрической книге.

Именно священником записывались в метрической книге следующие сведения:

         имена и фамилии вступающих в брак,

         время совершения таинства брака,

         год, месяц и день рождения жениха и невесты, их вероисповедание,

         их семейное состояние до времени вступления в брак,

         их сословие,

         место жительства жениха, его занятие

         занятие невесты, "если перед браком она самостоятельно зарабатывала средства пропитания"

         а также, грамотны ли жених и невеста, и могут ли собственноручно расписаться в метрике.

Короткие выписки из этих документов направлялись в полицейскую часть по месту жительства жениха.

Сегодня метрические книги, хранящиеся в государственных архивах, порой являются единственным документальным источником при изучении истории своего рода, т.к. других видов записей, которые ведут современные органы ЗАГС, не существовало.

Преемственность в системе учета граждан сохранилась и после ВОСР. Одновременно с установлением советской власти и сломом дореволюционных управленческих структур в центре и на местах создавался новый государственный аппарат. Большевики принимают стратегические Декреты, которые позволили им удержать власть и получить поддержку населения России.

         Декрет о мире 26 октября (8 ноября)

         Декрет о земле 27 октября (9 ноября)

         Декрет о полноте власти Советов от 28 октября (10 ноября)

         Декрет о введении восьмичасового рабочего дня 29 октября (11 ноября)

         Декларация прав народов России от 2 (15) ноября

         Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов 11 (24) ноября «гражданин Российской Республики»;

         Декрет о суде 22 ноября (5 декабря)

         Постановление об образовании ВЧК 7 (20) декабря

         Декрет о национализации банков 17 (24) декабря

         Декрет об образовании ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства) от 2 (15) декабря

         18(31) декабря 1917 года Декрет о гражданском браке, о детях и введении книг-актов состояния

заложили ПРАВОВУЮ основу нового государства. 

В числе насущных и важных в первые месяцы советской власти оказались мероприятия по реформированию семьи, которые были продиктованы коммунистической идеологией, объявлявшей "буржуазную" семью виновной в моральной и социальной патологии старого общества.

В предреволюционные годы российское семейное законодательство было объектом критики со стороны общества:

         Церковные правила различали браки первые, вторые и третьи, браки лиц одной веры и смешанные браки.

         Для ряда категорий населения существовал церковный запрет на регистрацию брака и на признание отцовства или материнства. 

Несовершенство процедур заключения и расторжения брака привело к тому, что к началу XX века

         порядка 1/6 от рождавшихся по России в целом и более 1/4 по столице, Санкт-Петербургу, были незаконнорожденными.

         При этом  такие  дети  и  их матери  оказывались  поражёнными в гражданских правах.

 Уже 18(31) декабря 1917 года Декрет о гражданском браке, о детях и введении книг-актов состояния провозгласил, что

         «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки...

         Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся»

Этот документ не отменял церковный брак,

>      Церковь была отстранена от ведения брачно-семейных дел,

>      юридические последствия признавались лишь за браком, зарегистрированным в государственных органах.

 Документы, выданные церковными органами в удостоверение совершенных до образования советских органов записи актов гражданского состояния церковных обрядов, приравнивались к документам, выданным ЗАГСами.

Лишь 23 января (5 февраля) 2018 года будет принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

 Первый    нарком    социального    обеспечения    Александра Коллонтай подготовила два важных декрета

         о расторжении брака и о гражданском браке, устанавливающем гражданское и моральное равенство супругов (опубликован 19 декабря 1917г.)

         об уравнении в правах внебрачных детей с законнорожденными (опубликован 20 декабря 1917 г.).

Записью о браке самой Александры Коллонтай с Павлом Дыбенко (в 1917 г. нарком военно-морского флота) была начата новая книга актов гражданского состояния в Советской стране.

Один из биографов писал «Полюбив друг друга, большевистские наркомы Коллонтай и Дыбенко решили стать мужем и женой. Дыбенко отказывался устраивать свадьбу: «Зачем возвращаться к старому?» — «Нет, Павел, ты не прав. Чтобы нас, большевиков, не обвинили в безнравственности, все сделаем гласно. Мы — члены правительства, враги следят за каждым нашим шагом, и мы не имеем права давать пищу для клеветы. К старому возвращаться не станем, все будет по - новому, по - советски. Устроим красную свадьбу!» (ноябрь 1917 г.) [1. С.155].

 

Для проведения в жизнь принятых Декретов Наркоматом юстиции РСФСР была издана Инструкция от 4 января 1918 года, утвердившая создание Отделов записей браков и рождений при волостных, уездных и городских управах, куда должны были обращаться

         граждане для регистрации брака и рождения ребёнка,

         граждане, на попечении которых находился умерший, для составления акта о смерти лица,

         туда же следовало обращаться административным и судебным властям.

 Декретом предписывалось: «Всем духовным и административным учреждениям, коим ранее была подведомственна регистрация браков, рождений и смерти по обрядам каких бы то ни было вероисповедных культов, незамедлительно эти регистрационные книги для дальнейшего хранения пересылать в соответствующие городские, уездные, волостные и земские управы».

 22 октября 1918 г на заседании ВНИК был принят первый советский кодекс - «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». 

В Удмуртии

         Первые органы ЗАГС появились в апреле-мае 1918 года

         к середине 20-х годов основная работа по учреждению и организации деятельности местных органов ЗАГС была завершена.

         В архивы органов ЗАГС Удмуртии были переданы метрические книги из христианских, единоверческих церквей, старообрядческих общин, еврейской синагоги и ряда других в количестве 4 тысяч единиц хранения с 1780 года,

         все они сданы в ЦГА Удмуртской Республики на постоянное хранение.

         В мечетях метрические записи велись на арабском языке и в архивы органов ЗАГС фактически не передавались, так как не имели практического значения. Поэтому, впоследствии данные актовые записи на татар нередко приходилось восстанавливать, как впрочем и на удмуртов, на которых метрические записи до 1910 года велись без указания фамилии. 

На втором и третьем стендах выставки представлены уникальные документы о создании Глазовского, Сарапуского и Ижевского отдела записей браков, рождений и смерти.

Глазовский отдел создан 10 мая 1918 года при Нотариальном отделе Глазовской городской Управы.

Сарапульский отдел

         организован 15 апреля 1918 года при Отделе городского хозяйства,

         с 15 января 1919 - был передан отделу Юстиции,

         с 26 февраля 2019 года работал при отделе Управления Уездом.

Документ дает представление о функциях отдела в 1919 году:

         Запись браков, рождений, смерти,

         Расторжение брака при обоюдном согласии супругов,

         Изменение, по желанию граждан, фамилий и прозвищ,

Запись о безвестно отсутствующих, и о признании, по судебным решениям, отсутствующих умершими,

         Запись о происхождении зачатых внебрачных детей, об установлении отцовства,

         О доставлении разных сведений.

Состав служащих отдела: Заведующий отделом, Секретарь, Помощник секретаря, регистратор-курьер-сторож.

 

5 апреля 1918 года образовался отдел записей рождений, браков и смерти при Административном отделе Вотского обисполкома Ижевского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

Уже 10 сентября 1919 года в Отдел Актов Гражданского состояния обращался в Исполком города Ижевска с требованием открыть 2 отдел Актов Гражданского состояния в Заречной части города из-за

         Малочисленности отдела, при 60 тысячном городе

         Сложности и большого объема работы Вот какой приводится аргумент:

«Кроме регистрации актов рождений, смертей и браков отделу приходится заниматься и выдачей справок из метрических книг всех церквей (иногда приходится выдавать до 20-30 справок в день). За справками приходят большею частию обывательницы-старухи, потерявшие память и слух, не грамотныя, не знающие даже сколько им лет и своего рождения, и с ними архивариусу приходится проводить иногда около часу времени...»

 Уже с начала 20-х годов регистрации актов гражданского состояния стало отводиться не только демографическое, но и, в первую очередь, политическое значение. 

         Была разработана структура ведомственной и территориальной подчиненности и соподчиненности органов ЗАГС.

         В связи с образованием СССР 19 ноября 1926 года был принят новый Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке.

         В развитии норм права в 1933 году принимается Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния, которая подробно регламентировала данную процедуру.

         В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру НКВД (Народного комиссариата внутренних дел).

ü     Все сотрудники отделов ЗАГС получают милицейские чины,

ь     начальники отделов становятся лейтенантами.

         В соответствии с приказом НКВД СССР от 27 августа 1937 года руководство работой органов по Союзу ССР стал осуществлять Отдел актов гражданского состояния НКВД СССР.

Были у органов ЗАГС и силовые функции, например, Кодексом законов о браке, семье и опеке РСФСР в 1936 году была установлена ответственность в виде штрафа

        на лиц, уклоняющихся от регистрации в органах ЗАГС рождений и смертей,

        за   несоблюдение    без    уважительных    причин    установленных сроков регистрации.

«Заявления о рождении, сделанные с пропуском установленного срока по неуважительным причинам, ...подлежат немедленной регистрации, но на лиц, обязанных к подаче таких заявлений, может быть наложено соответствующими исполкомами или советами административное взыскание не свыше 100 руб.»

Впоследствии в начале 60-х годов штрафы за этот вид нарушений были отменены. 

Эти времена были отнюдь не безоблачными и для сотрудников ЗАГС, тогда за каждую неточно выведенную букву, цифру или неверно заполненный документ работник ЗАГСа рисковал собственной свободой или даже жизнью. 

В художественной литературе и кинематографе 20-х годов нет описаний свадебного церемониала, и это не случайно.

Советская семья не была самоценностью (часть большевиков ратовали за ликвидацию института семьи как такового и провозглашали свободу отношений), она воспринималась как

        часть коллектива единомышленников — строителей нового общества,

        основная ответственность за воспитание подрастающего поколения возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять "негативное" воздействие семьи на формирование личности ребенка.

        А проблема эмансипации женщин в 20-30 г.г. рассматривалась как идеологическое обоснование отмирания семьи в социалистическом обществе.

 

Однако, в двадцатые годы подавляющее число вступало в брак первый раз в жизни, а вторичные и последующие браки были весьма редки. У людей еще сохранились христианские традиции свадьбы как праздничного обряда.

В то же время, в основе новой символики и обрядности брака и советской семьи лежали идеологические установки, нацеленные на утверждение советского образа жизни, поведения и норм.

В противовес церковному венчанию в 1920-х гг. стали практиковаться т.н. "красные свадьбы" (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью).

Сохранились свидетельства, как проходила красная свадьба в 1924 году в заводском клубе: за большим столом, покрытым красной скатертью, сидели молодые, перед ними - делопризводитель отделов записи актов гражданского состояния, в

стороне - члены ячейки. Прямо перед публикой на стене - портрет Ильича. Красную свадьбу открывал партийный гимн «Интернационал». Молодых приветствовали различные организации. Например, так: «Вы показываете путь другим беспартийным. Я уверен, что не за горами время, когда люди будут счастливы и без попов!» Раздавались аплодисменты. Молодым в подарок подносили две книги...

Такие свадьбы рассматривалась, прежде всего, не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации, и как массовое явление просуществовали до первой половины 30-х.

 

На третьем стенде сегодняшней выставки представлена частушка из Песенника 1924 года:

Мать венчать меня хотела по старинке с кольцами

По другому вышло дело: в клубе с комсомольцами. Платья белого не надо и фата мне не нужна

И в платочке я нарядна - комсомольская жена. 

Роспись в ЗАГСЕ, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония. 

Риторика брака и семьи, возникшая в первые годы советской власти, сохранялась в официальной культуре до середины 50-х, однако реальное состояние дел было не столь революционным. 

Тем не менее, уже к 1930-м годам власти оказались вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Старое государство было разрушено, необходимо укреплять устои нового. Было признано, что утверждение об отмирании семьи при социализме было ошибкой. 

27 июня 1936 года - постановление ЦИК и СНК СССР

         "О запрещении абортов,

         увеличении материальной помощи роженицам,

         установлении государственной помощи многосемейным,

         расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов,

         усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и

         некоторых изменениях в законодательстве о разводах".

Законодательство 1936 года, по сути, восстановило, хотя и в новых формах, дореволюционный институт семьи.

Если сразу после революции развод можно было получить в органах ЗАГС немедленно после подачи заявления хотя бы одним из супругов.

         При И. В. Сталине разводы стали вновь резко ограничены.

         Развестись можно было только через суд, причем районные народные суды такого права не имели, разводящимся официально надо было давать объявление в газету.

Все эти мероприятия были направлены на укрепления семьи. Так как это было необходимо для построения сильного и стабильного государства. А органы ЗАГС играли в этом процессе свою «цементирующую роль». 


Кандидат педагогических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории ФГБУ ВО «Удмуртский государственный университет» Колзина А.Л.