Вернуться к обычному виду

Выступление председателя Комитета по делам ЗАГС Л.А. Поповой на совещании у временно исполняющего обязанности Главы УР 17 марта 2014 г.

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ЗАГС ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

 УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


« о межведомственном взаимодействии органов загс удмуртской республики»


Докладчик

Председатель Комитета по делам ЗАГС

при Правительстве Удмуртской Республики

ПОПОВА        

ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА


Доклад

« О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ЗАГС УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

 

 

  17 марта 2014 года

 

 

Уважаемый Александр Васильевич!

Уважаемые участники совещания!

 

Тема, заявленная в выступлении, является актуальной и важной как для органов ЗАГС, так и для многих государственных и муниципальных структур. Межведомственное взаимодействие на современном этапе необходимо, прежде всего, в целях охраны интересов государства, для исполнения ведомствами – нашими социальными партнерами своих функций, а также для предоставления ими  государственных и муниципальных услуг. Являясь  владельцами первичной информации о правовом состоянии граждан, органы ЗАГС передают сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния,  необходимые для ведения налогового учета, исключения случаев необоснованной выплаты материнского капитала, пособий, пенсий,  недопущения переплаты бюджетных средств, для розыска граждан, учета избирателей  в системе «ГАС-ВЫБОРЫ», для оформления выморочного имущества.

Даже беглый анализ деятельности Комитета и органов ЗАГС Удмуртской Республики показывает, что данное направление в последние годы  имеет превалирующее значение над основной функцией органов ЗАГС – государственной регистрацией актов гражданского состояния. 

Как известно, органы ЗАГС регистрируют 7 типов актов гражданского состояния: рождение, смерть, заключение и расторжение брака, установление отцовства и усыновления, перемену имени. 

Ежегодно в республике  регистрируется более 60 тысяч актов гражданского состояния, из которых около 60 процентов составляют акты о рождении и смерти, более 28 процентов браки и разводы, и порядка 12 процентов приходится на установление отцовства, усыновление и перемену имени. Это процентное соотношение нашло отражение и в итогах прошлого года.

 

В 2013 году зарегистрировано 22 422 акта о рождении, что на 4 процента меньше, чем в предыдущем 2012 году. Вместе с тем, республика по рождаемости достигла уровня 1991 года. На уровне 2012 года осталось число зарегистрированных актов о смерти. 

 В 2013 году зарегистрировано 12 664 брака. Этот показатель немного меньше показателя 2012 года. Количество актов о расторжении брака превысило уровень 2012 года на 416 актов и составило 6053. 

Приведенные виды актов гражданского состояния наиболее востребованы при межведомственном взаимодействии.

Помимо этого,  органами ЗАГС производятся юридически значимые действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния: аннулируются и восстанавливаются актовые записи на основании решения суда, вносятся в них изменения и дополнения, выдаются повторные документы взамен утерянных, ставятся соответствующие отметки в актовых записях. Только за 2013 год выполнено более 120 тысяч юридически значимых действий. Сведения о них также являются предметом передачи заинтересованным органам и организациям. 

Весь этот приведенный объем регистрируемых актов гражданского состояния и совершаемых юридически значимых действий становится той правовой информацией, актуальной для деятельности многих федеральных, республиканских и муниципальных органов.

 Если до 2001 года сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставлялись только по запросам суда, органов прокуратуры,  органов дознания и следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, то в последующие годы перечень организаций постоянно расширяется и на сегодняшний день содержит более 20.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона  «Об актах гражданского состояния»  передача сведений осуществляется одним органам на регулярной, постоянной основе, а другим по их запросам. 

В 10-дневном режиме сведения о смерти предоставляются органам  социальной защиты населения, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Удмуртскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования, военкоматам, налоговым органам,  избирательным комиссиям, ежемесячно  в Удмуртстат - сведения о рождении, смерти, браках и разводах.  Результатом данного межведомственного взаимодействия стало заключение соглашений о  передаче  сведений о регистрации актов по каналам электронной связи с использованием средств  криптографической защиты. Исключением являются военкоматы,  для которых такой способ передачи сведений пока невозможен в связи с отсутствием у них технической возможности и средств защиты информации. Поэтому информация передается ежедекадно в традиционном виде на бумажных носителях, что  значительно увеличивает, при стоимости одного заказного письма от 50 рублей и выше, трудозатраты, почтовые и канцелярские  расходы. В настоящее время также не решён вопрос о передаче сведений о смерти  граждан по каналам электронной связи в избирательные комиссии и главам администраций районов и городов для формирования системы «ГАС-ВЫБОРЫ». Органы ЗАГС, по-прежнему, сообщают информацию на бумажных и машиночитаемых носителях.

Данная проблема неоднократно озвучивалась Комитетом на совещаниях различного уровня, но пока остаётся нерешённой.   Вышеуказанные способы передачи сведений не только сомнительны в обеспечении их конфиденциальности, но и влекут за собой дополнительные финансовые затраты. Надеемся, что в ближайшей перспективе данные вопросы найдут своё разрешение.

В истекшем году вновь произошло расширение перечня  организаций, которым органы ЗАГС представляют сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, и состава передаваемой информации. Так,  во все перечисленные фонды и органы социальной защиты населения  с 2014 года будут предоставляться сведения о государственной регистрации рождения  после утверждения соответствующими федеральными  органами исполнительной власти перечня и форм их передачи.  Ранее сведения о рождении предоставлялись только в налоговые органы и Удмуртстат.  Федеральная миграционная служба, помимо сведений о регистрации актов с участием иностранных граждан, перемены имени и внесении изменений и исправлений в актовые записи граждан Российской Федерации, получила право получать на регулярной основе в 10-дневном режиме  все сведения о регистрации рождения и смерти населения Удмуртии.

Комитетом по делам ЗАГС и органами ЗАГС  ведется активная работа по обеспечению информационной безопасности передаваемых персональных данных. Для этого во всех отделах и управлениях ЗАГС организована поддержка в актуальном состоянии антивирусной защиты, внедрена электронная цифровая подпись, сертификат ключа которой  ежегодно обновляется.

       Межведомственное взаимодействие органов ЗАГС включает в себя не только предоставление сведений на постоянной основе, но и исполнение запросов, поступающих из уполномоченных на это органов и организаций в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

В 2013 году  органами ЗАГС республики исполнено 41892 запроса органов государственной власти, местного самоуправления, следствия и дознания, судов, ФСБ, УФСИН, других органов и организаций, установленных законодательством. Анализ межведомственного взаимодействия за 2011-2013 годы показал значительное увеличение запросов: с 14354 в 2011 году до 41892 в 2013 году, т.е. в  2,9 раза.

Наибольшее количество запросов о предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния направляют: органы Пенсионного фонда, судебные приставы, органы федеральной службы исполнения наказания,  судебные органы, органы полиции  др.

С 2011 года объем запросов из перечисленных органов и организаций значительно возрос: органы Пенсионного фонда в 100 раз  (200 – 2011 г.,  21562 – 2013г.), судебные приставы в 2,3 раза  (2439 – 2011г.,  5661–2013г.), органы федеральной службы исполнения наказания  в 1,6 раза (910 – 2011г.,  1452 – 2013г.),  судебные органы в 1,8 раза (2221 – 2011г.,  4070 – 2013г.), органы полиции в 1,3 раза (4360- 2011г.,  5719 – 2013 г.) и др. 

Значительное  увеличение запросов из органов Пенсионного фонда РФ связано с расширением сферы сотрудничества в связи с назначением материнского капитала: органы ЗАГС исполняют запросы о подтверждении статуса матери и ребенка, сведений о лишении и ограничении родительских прав, отмене усыновления (удочерения),  имеющих значение для назначения материнского капитала, которые поступают из 83 субъектов Российской Федерации.

Участились обращения администраций городов и районов о предоставлении справок о смерти граждан для оформления имущества в качестве выморочного в при наследовании  в собственность муниципального образования.

Запросы  территориальных органов ФМС вызваны необходимостью уточнения данных граждан при решении вопросов гражданства, выдаче паспорта и реализацией международного договора РФ о реадмиссии.

Исполнение органами ЗАГС запросов «силовых»  структур, как правило, связано с розыском граждан в рамках расследуемых уголовных дел, поиском должников и их имущества и по другим причинам.  Как правило, со всеми перечисленными ведомствами мы находим  взаимопонимание  и решаем возникающие вопросы на совместных совещаниях, «круглых столах» и в ходе взаимных консультаций. Так, например, органы ЗАГС  тесно сотрудничают с органами исполнения наказаний при регистрации  заключения и расторжения браков в следственных изоляторах и исправительно-трудовых учреждениях. К сведению, в 2013 году было заключено 160 браков с лицами, содержащимися под стражей или отбывающих наказание в местах лишения свободы. Специфика процедуры заключения браков в колониях была обсуждена на заседании «круглого стола» в прошлом году, что способствовало устранению возникающих сложностей  для сотрудников органов ЗАГС, выезжающих в колонии для проведения регистрации брака с заключенными.

            В целом, в органах ЗАГС, несмотря на увеличивающийся из года в год объём работы, организована система  по своевременному представлению предусмотренных законом сведений.  Данная деятельность была бы более эффективна, если бы был единый подход к составу  и структуре запрашиваемой информации от различных ведомств, создана единая система межведомственного электронного взаимодействия, а также сформирован электронный фонд записей актов гражданского состояния.       

В Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2014 года в электронный вид переведено 41,3 процента актовых записей от их общего количества - более 6 млн. актовых записей, находящихся на хранении в органах ЗАГС республики. Учитывая, что с 1 января 2015 года органы ЗАГС будут обязаны также сообщать сведения о государственной регистрации актов по межведомственным запросам органов,  предоставляющих государственные и муниципальные услуги, перед органами ЗАГС поставлена задача –  в соответствии с государственной программой УР «Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике»  к 2020 году иметь сто процентный электронный архив записей актов гражданского состояния с 1925 года.  

Хорошим подспорьем в данной работе в прошлом году стало финансирование в сумме 1 млн.070 тыс.рублей за счет РЦП «Развитие информационного общества в Удмуртской Республике». В результате удалось сформировать современный электронный архив затухающих записей актов о рождении за 1925 и частично 1926 годы в количестве 73 тысяч актовых записей.   Работу по созданию электронного архива мы будем продолжать и дальше в целях своевременного и качественного предоставления запрашиваемых сведений  гражданам и различным органам, круг которых не ограничивается территорией Удмуртской Республики.

  Резюмируя вышесказанное, нам предстоит в текущем году  дальнейшая работа по эффективному сотрудничеству с ведомствами - социальными партнерами,  по заключению в ближайшее время соглашений об информационном взаимодействии преимущественно  в электронном виде  с соответствующими органами во исполнение  постановления   Правительства   РФ  от  18 ноября   2013 года № 1030.

 

Спасибо за внимание.

 

 

 

Председатель

Комитета по делам ЗАГС

при Правительстве

Удмуртской Республики                                                                        Л.А. Попова


Презентация к докладу