Вернуться к обычному виду

Доклад О работе Комитета и органов ЗАГС Удмуртской Республики в 2018 году и задачах на 2019 год

27 февраля 2019 года

 

Уважаемые члены коллегии и приглашенные!

 

2018 год стал рубежным в деятельности всех органов ЗАГС России и определил развитие нашей отрасли на десятилетия вперед.

С 1 октября на территории Российской Федерации государственная регистрация актов гражданского состояния стала осуществляться в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, ведение которого, включая формирование, сбор, хранение, обработку и представление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе – сокращенно ЕГР ЗАГС. В дальнейшем информация, содержащаяся в данном Реестре, станет основой для формирования Единого регистра населения страны, концепция которого утверждена Правительством Российской Федерации.

Реализация масштабного государственного проекта по созданию Единого реестра записей актов гражданского состояния повлекла за собой кардинальные преобразования в деятельности не только органов ЗАГС России, но и структур, использующих в своей работе сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния.

В течение двух лет проводилась серьезная подготовительная работа. В первую очередь претерпело изменения законодательство об актах гражданского состояния, основывающееся на положениях Гражданского кодекса, Семейного кодекса, и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.

Значительные изменения в деятельность органов ЗАГС внес вступивший с 1 октября 2018 года Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», вводящий в эксплуатацию ЕГР ЗАГС и во многом изменивший механизм работы органов ЗАГС, в том числе, по порядку предоставления сведений органам власти и должностным лицам по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Не менее важным изменением в российском законодательстве в нашей сфере деятельности стало внесение изменений в статью 11 Семейного кодекса и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», касающихся процедуры заключения брака и государственной регистрации заключения брака.

Если ранее заключение брака и государственная регистрация заключения брака производились по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган ЗАГС, то теперь законодатель определил временной интервал по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган ЗАГС. Дата и время государственной регистрации заключения брака определяются лицами, вступающими в брак, при подаче ими совместного заявления о заключении брака посредством выбора доступных даты и времени из интервалов, определенных выбранным органом записи актов гражданского состояния в ЕГР ЗАГС.

Кроме того, в 2018 году в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» еще четырежды были внесены изменения, касающиеся расширения перечня органов и организаций, имеющих право на получение сведений из ЕГР ЗАГС, и государственной регистрации заключения брака.

Безусловно, такие существенные изменения в федеральном законодательстве, регулирующем деятельность органов ЗАГС, потребовали принятия ряда правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Так, за период 2018 - начало 2019 года было принято порядка 10 постановлений Правительства Российской Федерации (в 2017 – 6) и 16 приказов Минюста России (в 2017 - 13), особо следует выделить следующие акты:

постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 года № 738 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния». Документом определен порядок ведения ЕГР ЗАГС, обеспечения ФНС России доступа к указанной системе органов, организаций и должностных лиц, которым для осуществления деятельности необходимы сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния;

постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1746 «Об утверждении Правил предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС». Документом определен порядок предоставления указанных в пункте 1 статьи 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, включая перечень и сроки предоставления указанных сведений;

приказ Минюста России от 22 ноября 2018 года № 232 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния». Порядок определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, права и обязанности должностных лиц Минюста России, его территориальных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния, а также требования к порядку их выполнения, порядок осуществления внутреннего контроля и административного (ведомственного) обжалования результатов контроля за переданными полномочиями. При этом отмечу, что Административный регламент по контролю и надзору, утвержденный приказом Минюста России от 20 ноября 2012 года № 212, не утратил свое действие, поскольку положения данного акта распространяются также на осуществление контроля за органами местного самоуправления, которые законами субъектов Российской Федерации наделены полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния;

приказ Минюста России от 28 декабря 2018 года № 307 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации». В документе учтены все изменения, которые претерпел наш отраслевой Федеральный закон.

приказами Минюста России от 13 августа 2018 года № 167, от 1 октября 2018 года № 200, № 201, № 202 утверждены новые формы записей актов гражданского состояния, свидетельств, справок и заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния. Существенно изменились и Правила их заполнения.

Обращаюсь к руководителям органов ЗАГС. Необходимо организовать и провести работу по изучению сотрудниками вновь принятых нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

В свою очередь хочу сообщить, что при Комитете планируется создать методический совет для обсуждения вопросов по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Несколько слов о новых формах бланков свидетельств.

В будущем Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» предполагается переход на экстерриториальный принцип при выдаче повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния. Когда работы по конвертации будут завершены и ЕГР ЗАГС наполнится сведениями обо всех актовых записях, граждане смогут получать повторные свидетельства в любом органе ЗАГС по месту своего жительства или пребывания на основании записи акта, содержащейся в ЕГР ЗАГС. С этой целью в формах свидетельств появилась новая графа «Место выдачи свидетельства». Напомню, что в настоящее время повторные свидетельства выдает тот орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния.

Комитетом новые бланки свидетельств были получены в октябре 2018 года, однако из-за отсутствия в ЕГР ЗАГС технической возможности их печати на двух государственных языках Удмуртской Республики – русском и удмуртском, выдавать свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния органы ЗАГС начали только с 1 января 2019 года.

При этом замечу, что Удмуртия стала одной из первых национальных республик, получивших такую возможность.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 4 октября 2018 года № 1191 утверждены новые Правила изготовления, приобретения, учета и уничтожения поврежденных бланков свидетельств. На основании этого документа весь учет поступления и использования бланков с октября 2018 года должен вестись только в ЕГР ЗАГС, а с 2019 года предусматривается возможность для Комитета направлять электронные заявки на приобретение бланков в Гознак через ЕГР ЗАГС.

Как я уже говорила, изменился порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния органам власти и должностным лицам.

Так, если до 1 октября 2018 года сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставлялись органами ЗАГС в рамках статьи 12 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», а перечень органов, организаций и должностных лиц, которым органы ЗАГС передавали сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния имел диспозитивный характер и мог определяться в рамках всех действующих федеральных законов, то с 1 октября 2018 года такой перечень стал закрытым, и все органы, организации, должностные лица, которым органы ЗАГС обязаны представлять такие сведения, поименованы в пункте 3 статьи 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Иные органы получают необходимые им сведения в рамках межведомственного взаимодействия (перечень ограничен пунктом 2 статьи 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»), и через ФНС России, как оператора ЕГР ЗАГС.

Во исполнение статьи 12 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» Комитетом было заключено и действовало 18 соглашений об информационном взаимодействии, регламентирующих порядок и объем передаваемых сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Взаимодействие было эффективным и взаимовыгодным.

Так только в рамках действующего с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Соглашения Комитетом за период с 2014 по 2018 год было обработано в автоматизированной региональной информационной системе более 23 миллионов запросов.

В течение января – сентября 2018 года в связи с вступлением в силу Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» по просьбе Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике органы ЗАГС республики ежедекадно сообщали информацию о том, какой по счету родился ребёнок, а Комитет еженедельно сообщал в министерство общее количество родившихся детей, в том числе первых.

Четко сработали органы ЗАГС и в ходе проведенной в прошлом году в стране избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации. Все органы ЗАГС в режиме трех дней, а за семь дней до выборов ежедневно представляли в избирательные комиссии сведения о государственной регистрации смерти граждан.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предоставление указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи сведений осуществляется в электронной форме ФНС России с использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ-3).

Понимая, что коллеги из других органов крайне нуждаются в сведениях о государственной регистрации актов гражданского состояния, Комитет неоднократно информировал ведомства-смежники об изменении с 1 октября 2018 года порядка предоставлении данных сведений. С этой целью 14 августа 2018 года Комитетом было проведено рабочее совещание с представителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике, исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики по вопросу готовности к получению посредством СМЭВ из ЕГР ЗАГС сведений о регистрации актов гражданского состояния. В совещании приняли участие представители Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерства информатизации и связи Удмуртской Республики, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики и Военного комиссариата Удмуртской Республики. Обсудили проблемные вопросы, связанные с получением сведений из новой системы.

В настоящее время, учитывая изменения федерального законодательства, практически все соглашения с органами власти и организациями Комитетом расторгнуты, на основании того, что для предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния у органов ЗАГС нет правовых оснований и технических возможностей.

Органы, получавшие сведения от органов ЗАГС в рамках соглашений и ныне определенные пунктами 1 и 2 статьи 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» – это органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, МФЦ, Федеральная служба судебных приставов, нотариусы, МВД России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики – получают необходимые им сведения либо в рамках межведомственного взаимодействия, либо через ФНС России в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.

Из ЕГР ЗАГС через систему межведомственного электронного взаимодействия – СМЭВ 3 напрямую в свои информационные системы получают сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики и Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.

Из ЕГР ЗАГС через Систему исполнения регламентов Удмуртской Республики, оператором которой является Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики, получают сведения главы органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике для последующей их передачи в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики для формирования системы                            ГАС-Выборы.

Единственный орган, который в рамках правового поля вправе получать от органов ЗАГС сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, на бумажном                  носителе – это военные комиссариаты муниципальных образований (ст.3 Федерального закона от 23.06.2016 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»). К сожалению, Правительством Российской Федерации пока не определен порядок передачи таких сведений.

С 1 октября 2018 года перечень лиц, которым органы ЗАГС обязаны представлять такие сведения, стал единым и закрытым,  субъекты данных правоотношений поименованы в пункте 3 статьи 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Это – суд (судьи), органы прокуратуры, органы дознания или следствия, органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, ФНС России, МВД, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.

В связи с тем, что большую часть запросов направляют органы дознания, следствия, органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность и, учитывая, неоднозначную практику правоприменения положений пункта 3 статьи 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», Комитетом 13 февраля 2019 года был проведен круглый стол по вопросам предоставления органами ЗАГС Удмуртской Республики сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния. В работе круглого стола приняли участие представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Удмуртской Республике и руководители базовых (опорных) школ органов ЗАГС республики. В ходе конструктивного диалога обсудили актуальные вопросы дальнейшего взаимодействия в условиях изменившегося федерального законодательства в связи с внедрением в работу органов ЗАГС новой системы.

Работа по реализации федерального проекта по созданию Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния проводится с 2016 года поэтапно.

В январе текущего года было проведено очередное массовое обновление программно-аппаратных комплексов ЕГР ЗАГС. В ходе обновления сотрудники органов ЗАГС столкнулись с тем, что периодически прерывалась интернет-связь, несколько ПАКов вышли из строя, возникла необходимость перевыпуска ряда смарт-карт.

В течение прошлого года все сотрудники органов ЗАГС республики приняли активное участие в функциональных и нагрузочных тестированиях. Следует отметить, что примерно из 10 тысяч пользователей по всей России участие смогли принять только около 6 тысяч. Система постоянно выдавала различные ошибки, долго загружалась, часть функционала не была реализована.

В период с мая по сентябрь осуществлялось дублирование в ЕГР ЗАГС 20% от количества зарегистрированных актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий.

Параллельно велась работа по заполнению и уточнению различных справочников, предусмотренных ЕГР ЗАГС и содержащих сведения не только на русском, но и на национальном языке субъекта Российской Федерации.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить министерство национальной политики Удмуртской Республики – ведомство, которое по запросам Комитета в кратчайшие сроки и бесплатно осуществило переводы на удмуртский язык наименований органов ЗАГС Удмуртской Республики, порядковых числительных, названий месяцев, адресных элементов, географических названий, гражданства, национальностей и других элементов, необходимых для формирования справочников ЕГР ЗАГС, а также новых бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Хочу выразить благодарность Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике за помощь и оперативность в решении проблем функционирования системы.

Внедрение ЕГР ЗАГС, как и любой информационной системы проходило сложно. Нестабильность работы системы, проблемы с настройками принтеров при печати свидетельств, периодическая неработоспособность онлайн и оффлайн режимов, отсутствие в системе заявлений граждан, поданных через ЕПГУ – вот только малая часть проблем, которые приходится решать ЗАГСам совместно со службой технической поддержки системы.

Несмотря на сложность и масштабность реализуемого проекта, в период внедрения в эксплуатацию ЕГР ЗАГС органы ЗАГС Удмуртской Республики не приостанавливали прием граждан и осуществляли предоставление государственных услуг своевременно и в установленные административными регламентами сроки.

Позади почти пять месяцев со дня запуска Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, которые, несмотря на ряд сохраняющихся вопросов, в целом позволяют положительно оценить новую систему.

Внедрение в работу единой электронной системы упростило Мониторинг нашей работы, причем не только для Минюста России, но и для ведомств всех уровней – получателей сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Так в феврале текущего года во исполнение поручений Главы Удмуртской Республики и Председателя Правительства Удмуртской Республики Комитетом совместно с Удмуртстатом и органами ЗАГС был проведен анализ причин отсутствия кодов причин смерти в записях актов гражданского состояния о смерти, а также некорректное отображение данных кодов.

Как показал анализ, в медицинских свидетельствах о смерти встречаются следующие замечания:

- коды причин смерти, не соответствуют справочнику МКБ-10;

- по одной и той же причине смерти указаны разные коды;

- код причины смерти указан с маленькой буквы.

Вместе с тем, выявлены 4 органа ЗАГС, не указавшие коды причин смерти в отдельных записях актов о смерти при их регистрации в 4 квартале 2018 года. Это отделы ЗАГС Кизнерского, Можгинского, Сарапульского районов и города Можги.

Считаю, что подобные случаи недопустимы! Они приводят к искажению информации, формирующейся в единой федеральной базе и поступающей в органы статистики и другие заинтересованные ведомства.

Сообщу, что по данному вопросу в ближайшее время планируется провести рабочее совещание с Министерством здравоохранения Удмуртской Республики.

Еще одна ситуация, по которой Комитет проводил                                проверку – отсутствие электронных подписей на актовых записях, составленных в ЕГР ЗАГС в 4 квартале 2018 года.

По результатам анализа была выявлена 71 такая запись вместо 227 записей, указанных в информации Минюста России.

Причины неподписания – это, в основном, сбои в работе ЕГР ЗАГС. Тем не менее, это ни в коей мере не снимает ответственности с руководителей органов ЗАГС, поскольку требование о необходимости подписания записи акта гражданского состояния в форме электронного документа соответствующей электронной подписью установлено статьей 7 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Кроме того, соблюдение данного правила является существенным условием реализации порядка предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии со статьей 13.2 указанного закона в связи с тем, что по неподписанным актовым записям, составленным в ЕГР ЗАГС, сведения в ведомства не передаются.

Обращаю внимание руководителей и сотрудников органов ЗАГС – Вы несете персональную ответственность за качество своей работы!

 

В отчетном году Комитет активно занимался нормотворческой деятельностью. Рассмотрен ряд проектов федеральных законов.

Одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статью 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Предлагаемые авторами законопроекта изменения позволят создать специализированные места для анонимного оставления новорожденного ребенка, оборудованные в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Три законопроекта не были поддержаны Комитетом, это:

законопроект «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации», направленный на признание фактических брачных отношений и приравнивание их в части режима совместно нажитого имущества и прав и обязанностей супругов к зарегистрированному браку. Причина – проект закона не согласуется с основополагающими правовыми актами Российской Федерации, определяющими приоритеты и направления государственной семейной политики.

законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий», предполагающий внесение изменений, позволяющих мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке, а также одинокой женщине, давшим согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий быть записанными родителями (родителем) ребенка в записи акта о рождении ребенка, а также предусматривающих ограничение оспаривания отцовства (материнства) при применении указанных технологий. Причина – проект закона в предлагаемой редакции породит правовую неопределенность в указании сведений об отце в записи акта о рождении ребенка, так как не определен механизм установления отцовства в отношении ребенка, рожденного в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий;

законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», предполагающий дополнить полномочия органов ЗАГС полномочием по предоставлению заявителю информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых семьям с детьми, при регистрации рождения ребенка. Причина – вопросы социальной защиты (поддержки) в рамках социального обслуживания не относятся к полномочиям органов ЗАГС, которые не входят в систему социального обслуживания.

По всем законопроектам направлены предложения и замечания в Государственный Совет Удмуртской Республики и Правительство Удмуртской Республики.

В течение 2018 года Комитетом было подготовлено 8 проектов правовых актов Удмуртской Республики. Все указанные правовые акты приняты.

Утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 марта 2018 года № 75 в новой редакции государственная программа Удмуртской Республики «Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике». Изменения касались увеличения срока реализации данной программы по 2021 год включительно и объема финансирования.

Комитетом проведена оценка эффективности реализации государственной программы Удмуртской Республики «Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике» за 2017 год. Все целевые показатели (индикаторы) государственной программы были выполнены и полученный результат оценки эффективности реализации госпрограммы в 2017 году составил –  1,0, то есть высокая степень реализации.

В данный момент в стадии подготовки вариант госпрограммы с учетом новых требований Министерства экономики Удмуртской Республики и финансирования на 2019 год. После ее утверждения предстоит скорректировать муниципальные программы.

Ежегодно приказом Минюста России устанавливаются значения целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, на основании которых проводится оценка эффективности деятельности органов ЗАГС.

На 2018 год значения целевых показателей эффективности деятельности были утверждены приказом Минюста России от 1 марта 2018 года № 42. Все показатели органами ЗАГС выполнены.

Минюстом России подготовлен проект приказа об установлении значения целевых показателей эффективности деятельности органов ЗАГС на 2019 год и в настоящее время находится на подписании.

С этого года устанавливается значение целевого показателя «Количество записей актов гражданского состояния, конвертированных (преобразованных) в форму электронного документа, переданных в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния». Для Удмуртской Республики – это 4 647 190 актовых записей. Это сложная, но я уверена, решаемая задача. В целях организации работы по конвертации и осуществления контроля Комитетом будет подготовлен и доведен до Вас соответствующий график, устанавливающий количественные показатели для каждого органа ЗАГС.

В 2018 году на исполнение полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния из федерального бюджета поступила субвенция в сумме 120 млн. 214 тыс. 500 рублей (в том числе на перевод в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния в сумме 44 млн. 758 тыс. 200 рублей).

Законом о бюджете Удмуртской Республики от 25 декабря 2018 года   85-РЗ на 2019 год выделено 117 млн. 663 тыс. рублей (в том числе на перевод в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния в сумме 37 млн. 182 тыс. 400 рублей).

Обращаю внимание руководителей органов местного самоуправления в Удмуртской Республике на необходимость обеспечить своевременное, целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на исполнение полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на перевод записей актов гражданского состояния в электронный вид.

В течение 2018 года взыскано в федеральный бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию  актов гражданского состояния и иные юридически значимые действия 20 659 665 рублей (2017 г. – 22 714 300 руб.).

Органы ЗАГС проводят работу по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи гражданам по истребованию и пересылке документов о регистрации актов гражданского состояния.

За отчетный год органами ЗАГС республики через Комитет направлено в иностранные государства 349 запросов (в 2017 году – 429) об истребовании документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, в свою очередь с территории иностранных государств поступило 277 запросов (в 2017 году – 204), а также 382 документа об исполнении ранее направленных запросов (в 2017 г. – 303).

Во исполнение решения Координационного совета при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области и в целях повышения качества направляемых за границу документов Комитетом 30 мая 2018 года проведен республиканский обучающий семинар для сотрудников органов ЗАГС, на котором рассмотрены вопросы истребования и пересылки документов о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств, выдан сборник документов по вопросам оказания международной правовой помощи, подготовленный Комитетом.

Кроме того, в сентябре 2018 года на заседании ведомственной комиссии по контролю за осуществлением органами местного самоуправления в Удмуртской Республике государственных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния с руководителями органов ЗАГС проведен анализ работы в данном направлении.

 

За 2018 год в рамках предоставления государственной услуги по проставлению апостиля на документах о государственной регистрации актов гражданского состояния, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, сотрудниками Комитета проставлен апостиль на 492 документах о государственной регистрации актов гражданского состояния, подлежащих вывозу в следующие государства, являющиеся участниками Гаагской конвенции: Германию - 124,  Италию – 59, Францию – 55,               Израиль – 42, Турцию – 41, Нидерланды– 36, Испанию - 27 и ряд других стран.

В рамках подписанного Соглашения с Комитетом по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики и ГКУ «Центральный государственный архив Удмуртской Республики» Комитетом по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики за 2018 год направлено 29 запросов о предоставлении архивной информации для подготовки и выдачи повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния по документам, которые составлены до 1925 года и хранятся в государственном архиве.

Как вы все знаете, с 2014 года оказание ряда государственных услуг органов ЗАГС осуществлялось через Многофункциональные центры предоставления госуслуг на основании соглашения, заключенного между МФЦ и Комитетом.

С 1 октября 2018 года регистрация заявлений граждан на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется в органах ЗАГС в режиме онлайн и с использованием специального оборудования и программного обеспечения, полученного от Федеральной налоговой службы.

Поэтому решение о прекращении действия соглашения было принято прежде по причине отсутствия технически невозможной регистрации заявлений граждан, поступающих в ЗАГС через МФЦ.

Отмечу, что услуги органов ЗАГС в МФЦ гражданами маловостребованы, так в 2017 году через МФЦ и их территориальные отделы было подано 631 заявление, а в 2018 году – лишь 210. Основная доля заявлений приходилась на выдачу справок и повторных свидетельств.

В течение января – сентября 2018 года органы ЗАГС продолжали вести активную работу по достижению показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Благодаря активной агитационной работе сотрудников органов ЗАГС среди населения за 2018 год через Региональный портал обратились более 9,5 тысяч граждан, а через Единый портал – 9902 заявителя. Вместе с тем, доля заявлений поданных в электронном виде составила – 25,5%.

К сожалению, с 1 октября 2018 года подать заявление на регистрацию актов гражданского состояния через Региональный портал стало невозможно из-за отсутствия интеграции Регионального портал услуг с ЕГР ЗАГС. По этой же причине Комитет был вынужден закрыть сервис ЗАГС-Электронные услуги, который взаимодействовал только с региональной системой КСАО ЗАГС.

Сейчас подать заявление в электронном виде на регистрацию рождения, смерти, брака, развода, установления отцовства можно только через ЕПГУ. Данный порядок подачи заявления по-прежнему привлекает граждан, поскольку позволяет оплачивать государственную пошлину с понижающим коэффициентом 0,7, то есть на 30% меньше, чем при оплате через банковскую кассу или терминал. Однако, порядок подачи заявлений остается сложным, об этом свидетельствуют жалобы граждан, поступающие через портал Досудебного обжалования в Комитет, как орган контролирующий деятельность органов ЗАГС. За 2018 год поступило 16 жалоб, все они признаны необоснованными, поскольку в ходе их рассмотрения выяснилось, что граждане сами допускали ошибки при заполнении заявлений и оплате государственной пошлины.

Вместе с тем, обращаю внимание руководителей органов ЗАГС на недопущение жалоб граждан в дальнейшей работе.

 

В рамках контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в 2018 году Комитетом проверены 4 органа ЗАГС: Устиновский отдел ЗАГС Управления ЗАГС Администрации города Ижевска, отделы ЗАГС Дебесского, Игринского районов и города Можги.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике проведены проверки в отношении 10 органов ЗАГС, в том числе и Комитета по делам ЗАГС. Результаты проверок удовлетворительные, предписания не оформлялись.

В рамках оказания практической помощи по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния был осуществлен выезд в органы ЗАГС Можгинского и Ярского районов.

В 2019 году в соответствии с Планом проверок, согласованным с Прокуратурой Удмуртской Республики, будут проверены 2 отдела ЗАГС Кизнерского и Шарканского районов; практическая помощь будет оказана 5 отделам ЗАГС Глазовского, Граховского, Каракулинского, Вавожского и Сюмсинского районов.

Целевое использование предоставленной субвенции из федерального бюджета проверено Комитетом в 4 муниципальных образованиях Алнашского, Граховского, Якшур-Бодьинского районов и города Можги. Нецелевого использования финансовых средств не выявлено.

В 2019 году подвергнутся контролю администрации муниципальных образований Балезинского, Вавожского и Кизнерского районов и города Сарапула.

 

Одной из основных задач, решение которой необходимо в рамках внедрения ЕГР ЗАГС – является проведение работ по переводу в электронную форму 6,1 млн. актовых записей, составленных на территории Удмуртской Республики с 1926 года, для последующей их конвертации в ЕГР ЗАГС.

Перевод в электронную форму актовых книг осуществляется в соответствии с графиком, ежегодно утверждаемым распоряжением Главы Удмуртской Республики. Так в 2017 году было переведено в электронную форму 2 320 530 актов. В 2018 году согласно графику необходимо было перевести в электронную форму еще 2 035 043 записей актов гражданского состояния, хранящихся в муниципальных образованиях по месту государственной регистрации актов. График выполнен, в электронную форму переведено 2 121 235 актовых записей. Данный показатель перевыполнен за счет своевременного ввода штатных единиц должностей, не являющихся должностями муниципальной службы, для выполнения работ по переводу в электронную форму актовых книг, а также за счет конкурентных способов определения исполнителей на выполнение работ по переводу в электронную форму актовых книг.

В текущем году руководителям органов ЗАГС необходимо обеспечить перевод в электронную форму 1 518 378 актовых записей,                                            на 2020 год – 416 923 акта (по городу Ижевску) в соответствии с утвержденным Главой Удмуртской Республики графиком.

Каждый орган ЗАГС определяет оптимальный способ выполнения работ по переводу в электронную форму актовых книг. Как показывает практика, более эффективным способом является введение штатных единиц должностей для выполнения данных работ. Тем более, что в соответствии с принятым Правительством Удмуртской Республики распоряжением от 5 февраля 2018 года № 97-р «О внесении изменения в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № 1778-р «О численности работников в органах местного в Удмуртской Республике» органам местного самоуправления в Удмуртской Республике на период                до 1 января 2021 года разрешено вводить штатные единицы должностей, не являющихся должностями муниципальной службы, для выполнения указанных работ.

Следующая задача, выполнение которой необходимо в рамках реализуемого органами ЗАГС государственного проекта – конвертация актовых записей из региональной информационной системы в ЕГР ЗАГС.

В апреле прошлого года разработчиками региональной системы КСАО ЗАГС был создан модуль конвертации, с помощью которого органы ЗАГС должны конвертировать сведения из КСАО ЗАГС в формат, утвержденный Минфином России, и передавать в Комитет, который в свою очередь выгружает данные файлы через СМЭВ в ЕГР ЗАГС.

Напомню, что в 2019 году органам ЗАГС Удмуртской Республики предстоит конвертировать более 4,5 миллионов актовых записей.

Важным направлением деятельности органов ЗАГС является обеспечение сохранности книг государственной регистрации актов гражданского состояния.

В соответствии с федеральным законом «Об актах гражданского состояния» и законодательством об архивном деле в Российской Федерации Комитет и органы ЗАГС проводят комплекс мероприятий по соблюдению нормативных режимов хранения документов. Сегодня в результате проводимых мероприятий помещения органов ЗАГС в целом отвечают нормам и требованиям для 100-летнего хранения актовых книг. Это показал и республиканский конкурс на лучший архив                                   организации – источника комплектования государственного, муниципального архива Удмуртской Республики, проведенный в 2018 году Комитетом по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики.

Комитет и практически все органы ЗАГС приняли участие в данном конкурсе. Так из 34 участников от органов местного самоуправления в Удмуртской Республике – 25 были представлены органами ЗАГС – победителями муниципального этапа конкурса.

По итогам республиканского конкурса Комитет занял 1 место в группе «Организации – источники комплектования государственных архивов Удмуртской Республики», три органа ЗАГС получили призовые места в группе «Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике и их структурные подразделения»:

1 место заняло Управление ЗАГС Администрации муниципального образования «Город Глазов»;

2 место – отдел ЗАГС Администрации муниципального образования «Кизнерский район»;

3 место – отдел ЗАГС Администрации муниципального образования «Сюмсинский район».

Поздравляем руководителей и сотрудников органов ЗАГС, ставших победителями республиканского конкурса.

Напомню, что с 1 октября 2018 года отменена необходимость составления записи акта на бумажном носителе в двух экземплярах. В связи с этим в конце ноября прошлого года совместным приказом Минюста России и Росархива от 29 ноября 2018 года № 233/181 утвержден новый Порядок передачи органами ЗАГС книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) в государственные архивы по истечении 100 лет.

 

С 2016 года при Комитете работает Общественный совет. В связи с истечением срока его полномочий 8 июня 2018 года сформирован и утвержден новый - третий состав совета, в который вошли 7 человек:

член Общественной палаты Удмуртской Республики – Тюльпин Виталий Эдуардович,

три представителя науки и образования - Колзина Алла Леонидовна, заместитель директора по внеучебной и воспитательной работе Института истории и социологии Удмуртского государственного университета, Мокшина Маргарита Анатольевна, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета, сотрудник Регионального модельного центра Автономного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования» - Пушкарева Надежда Геннадьевна,

председатель Президиума Удмуртского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» - Девятова Нина Павловна,

директор детского дома культуры «Ижсталь» - Стерхова Людмила Леонидовна,

руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Ижевской и Удмуртской епархии, протоиерей – Воскресенских Роман Леонидович.

21 июня 2018 года состоялось первое заседание Общественного совета третьего состава, на котором председателем избран Тюльпин Виталий Эдуардович, заместителем председателя – Колзина Алла Леонидовна, секретарем – Пушкарева Надежда Геннадьевна.

В течение 2018 года состоялось 6 заседаний Общественного совета, на которых рассмотрены основные вопросы деятельности в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, одобрены проекты 3 нормативных документов, подготовленных Комитетом. Надо сказать, что члены Общественного совета проявляют активность и заинтересованность в обсуждении рассматриваемых на заседаниях вопросов, принимают участие во всех основных мероприятиях, проводимых Комитетом, а также входят в составы конкурсных и аттестационных комиссий.

Комитет выражает искреннюю благодарность всем членам Общественного совета за готовность к дальнейшему сотрудничеству!

 

Вопросы семьи, материнства и детства являются приоритетными в государственной политике Российской Федерации и Удмуртской Республики. 20 февраля 2019 года в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин особое внимание уделил вопросам реализации национального проекта по демографии.

Органы ЗАГС Удмуртской Республики, реализуя федеральные полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния, регистрируют семь типов актов гражданского состояния: рождение, смерть, заключение и расторжение брака, установление отцовства и усыновления, перемену имени, которые непосредственно являются источником сведений для анализа демографической ситуации региона и страны в целом.

Перейду к количественным показателям нашей деятельности.

За 2018 год зарегистрировано 52 653 акта гражданского состояния, что на 3023 меньше, чем за 2017 год, совершено 108 040 юридически значимых действий.

В отчетном периоде наблюдается отрицательная динамика по регистрации актов о рождении: 2017 год – 18121, 2018 год – 16574 или на 1547 актов меньше (из числа актовых записей о рождении исключены восстановленные актовые записи по решению суда).

На 1 января 2019 года в Завьяловском районе (110,3%) и городах Ижевск (117,6%) и Можга (104,0%) отношение числа зарегистрированных актов о рождении к числу зарегистрированных актов о смерти составляет более 100%.

В 2018 году зарегистрировано 34% «первенцев», 42% - вторых детей, 18% - третьих, 4% - четвертых, остальные новорожденные стали пятым, шестым, седьмым, восьмым, девятым или десятым ребенком. Примерно такие же показатели наблюдались и в 2017 году.

Традиционно мальчиков рождается чуть больше, чем девочек – 51% и 49% соответственно.

В 174 семьях зарегистрировано рождение «двойни», в трех - «тройни» (2017 г. – 222 «двойни» и 2 «тройни»). У 217 новорожденных один или оба родителя являются иностранными гражданами, в 2017 году - у 258 малышей. Чаще всего родителями-иностранцами (86%) являются граждане ближнего зарубежья: Азербайджана, Узбекистана, Украины, Таджикистана, Армении, Казахстана и ряда других государств-стран СНГ. Из стран дальнего зарубежья родителями стали граждане Турции, Вьетнама, Египта, Индии, Марокко, Германии, Австралии, Бахрейна, Ирландии, Шри-Ланка, Бразилии и ряда других стран.

На 1 января 2019 года (по предварительным данным Росстата) по показателю рождаемости на 1000 человек населения Удмуртская Республика делит пятое место среди субъектов Приволжского федерального округа вместе с Республикой Марий Эл. На первом месте Республика Татарстан (11,9), на втором - Республика Башкортостан (11,6), на третьем – Пермский край (11,2), на четвертом – Оренбургская область (11,1). В Удмуртии данный показатель составляет, как и в России, 10,9, в ПФО – 10,6. По показателю смертности на 1000 человек населения Удмуртская Республика сохранила прежние позиции, оставаясь на втором месте в Приволжском федеральном округе: 12,0 в Удмуртской Республике, 11,5 - в Республике Татарстан, по Российской Федерации – 12,4, по Приволжскому федеральному                      округу – 13,2. По показателю естественного прироста (убыли) населения  Удмуртия занимает третье место после Республик Башкортостан (-0,8) и Татарстан (+0,4). В России этот показатель составляет (-1,5), в ПФО –  (-2,6),                Удмуртия – (-1,1).

В течение 2018 года в отношении 3218 детей установлено отцовство (за 2017 год – 3606), в том числе 2837 (88,2%) акта оформлено по совместному заявлению родителей, из которых 84,6% заявлений были поданы при регистрации рождения ребенка.

Количество зарегистрированных актов об усыновлении за январь-декабрь 2018 года уменьшилось: 2018 г. – 143, 2017 г. – 174. Из числа усыновленных 1 малыш усыновлен гражданами Бельгии и 1 - Италии.

На 1 января 2019 года в республике на 12% уменьшилось количество вступивших в законный брак: 2017 г. - 9636, 2018 г. – 8563. Незначительный рост зарегистрированных актов о заключении брака отмечен в Глазовском, Сюмсинском и Ярском районах.

274 брака заключено с иностранными гражданами, что составило 3,2% от общего числа заключенных браков, в прошлом году – 2,5%. Из общего числа браков с иностранцами лишь 58 браков было заключено с гражданами дальнего зарубежья - Германии, Мексики, Ирака, Бразилии, Сирии, Йемена, Гамбии, Ливана, Италии, Вьетнама, Китая, Польши, США, Египта, Нидерландов, Турции и ряда других государств. Остальные браки (78,8% от общего числа браков, заключенных с иностранными гражданами) были заключены с гражданами Азербайджана, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Армении, Молдовы, Беларуси и Грузии.

77,5% от общего числа браков по желанию лиц, вступающих в брак, зарегистрировано в торжественной обстановке.

В течение 2018 года наблюдалось увеличение числа актов о расторжении брака и на конец года количество актов о расторжении брака составило 5370 (в 2017 году - 5265).

За 2018 год составлено 18098 актов о смерти, что на 46 меньше, чем в 2017 году.

В течение 2018 года в органы ЗАГС республики по вопросу  перемены фамилии, имени или отчества обратилось на 38 граждан меньше, чем в 2017 году (2017 год – 723, 2018 год – 685).

Отмечу, что органы ЗАГС Удмуртской Республики активно участвуют в реализации государственной политики в области семейных отношений, проводят торжественные регистрации бракосочетания, праздники имянаречения, чествуют юбиляров супружеской жизни, а также проводят иные социально-значимые мероприятия.

26 сентября 2018 года на заседании Координационного совета по реализации демографической и семейной политики в Удмуртской Республике Комитет был заслушан по вопросу: «О практике работы органов ЗАГС Удмуртской Республики в области укрепления института семьи, духовно-нравственных традиций семейных отношений и формирование ответственного родительства, включая проведение активных информационно-просветительских кампаний»

Отмечу, что в 2018 году мероприятия, направленные на укрепление института семьи, духовно-нравственных традиций семейных отношений и формирование ответственного родительства, проводились органами ЗАГС во всех муниципальных образованиях и были посвящены Десятилетию детства, которое Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил Указом от 29 мая 2017 года № 240.

Органами ЗАГС в течение 2018 года зарегистрировано в торжественной обстановке рождений – 1316, браков – 6636; прочествовано и занесено в «Книги почетных семей» - 508 супружеских пар, отмечавших юбилей супружеской жизни.

В рамках Всероссийского дня правовой помощи детям в органах ЗАГС проведены дни открытых дверей для учащихся и студентов образовательных организаций, воспитанников детских домов организованы выступления специалистов органов ЗАГС в образовательных организациях по вопросам истории создания и деятельности органов ЗАГС в России, особенностям заключения брака и создания семьи в различных субъектах Российской Федерации. Всего проведено 37 массовых мероприятий. В ходе мероприятий оказана консультативная помощь 107 гражданам, в том числе детям                        (65 человек), родителям, опекунам и приемным семья (всего - 42 человека). Численность участников массовых мероприятий по правовому просвещению составила 817 человек.

С целью правового информирования и просвещения населения по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния:

проведены 2 республиканские «прямые телефонные линии» по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния и по вопросам оказания международной правовой помощи, в ходе которых от граждан поступило 235 вопросов. Сотрудниками Комитета и органов ЗАГС даны ответы на все поставленные вопросы;

подготовлено более 200 публикаций в печатных средствах массовой информации, более 60 выступлений на радио и телевидении, 30 информационных и тематических стендов.

Органы ЗАГС были инициаторами и соорганизаторами различных социальных мероприятий и акций, проводимых в рамках празднования Международного дня семьи, Дня детей, Дня семьи, любви и верности, Дня матери, участниками которых традиционно являются молодожены и семьи с детьми, а также будущие матери.

Комитет и органы ЗАГС стали соисполнителями межведомственной программы «Повышение рождаемости, поддержка семей с детьми в Удмуртской Республике на 2019-2024 годы», подготовленной Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики. Органы ЗАГС Удмуртской Республики осуществляя свою деятельность, популяризируют в общественном сознании институты семьи, материнства и детства, что особенно важно сейчас для улучшения демографической ситуации в стране.

 

В заключение, подводя итог сказанному, констатирую, что основные задачи, поставленные перед отраслью в 2018 году, выполнены. Вместе с тем, вопрос по улучшению условий для приема граждан и работы сотрудников в трех органах ЗАГС: в Управлении ЗАГС Администрации города Глазова, Управлении ЗАГС Администрации муниципального образования «Завьяловский район» и отделе ЗАГС Администрации муниципального образования «Шарканский район», по-прежнему, находится на контроле Комитета.

 

Обозначу главные задачи на текущий год:

1.   Обеспечить исполнение полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством. Изучить во всех органах ЗАГС нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

2.   В рамках контроля за исполнением переданных органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния  провести 2 выездные комплексных проверки работы органов ЗАГС в соответствии с утвержденным планом и 5 выездных мероприятий по оказанию практической помощи, а также 4 проверки целевого использования администрациями муниципальных образований субвенции из федерального бюджета на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

3.   Обеспечить реализацию мероприятий по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с утвержденным Главой Удмуртской Республики графиком, а также проведение конвертации.

4.   Внести до 1 апреля 2019 года в Правительство Удмуртской Республики проект постановления о внесении изменений в государственную программу Удмуртской Республики «Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике».

5.   Продолжить работу по популяризации традиционных семейных ценностей, укреплению института семьи и брака.

 

Благодарю руководителей и сотрудников органов ЗАГС за добросовестный труд, всех присутствующих за плодотворное сотрудничество с Комитетом, органами ЗАГС республики в вопросах реализации федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

 

Спасибо за внимание!