Вернуться к обычному виду

Выступление Поповой Л.А. на коллегии по итогам 2015 года

О деятельности  Комитета и органов ЗАГС Удмуртской Республики

в 2015 году и задачах на 2016 год

 

             2015 год  для  Комитета и  органов ЗАГС Удмуртской Республики был насыщен напряженной  работой Комитета по делам ЗАГС и  органов ЗАГС Удмуртской Республики  по реализации федерального законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния,  подготовкой и проведением важных событий в России и нашей республике: 70-летия победы в Великой Отечественной войне, 95-летия государственности Удмуртии и 175-летия со дня рождения великого русского композитора  П.И. Чайковского. Все названные события нашли своё отражение в деятельности органов ЗАГС в минувшем году.

В 2015 году органы ЗАГС работали в условиях изменившегося федерального законодательства  об актах гражданского состояния, введения новых форматов актовых записей.  26 марта 2015 года  вопросы  применения  действующего законодательства об актах гражданского состояния  с учетом изменений, вступивших в силу с 1 апреля 2015 года, были обсуждены с руководителями органов ЗАГС Удмуртской Республики на республиканском семинаре-совещании. Во всех органах ЗАГС проведена работа по изучению сотрудниками Федерального закона от 31.12.2014 № 517 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». В течение 2015 года  внесены  изменения  в программное обеспечение, с которым работают органы ЗАГС (КСАО «ЗАГС) в связи с переходом на новые форматы бланков актовых записей.

В отчетном году  Комитетом рассмотрены 7 проектов федеральных законов о внесении изменений в Семейный кодекс РФ и ФЗ «Об актах гражданского состояния». Предлагаемые  изменения касались совершенствования порядка государственной регистрации актов гражданского состояния, узаконивания по предложению Тюменской областной Думы выездной регистрации брака, о возможности увеличения срока для заключения брака  до 6 месяцев, об установлении запрета на заключение брака между лицами одного пола, в том числе в случаях изменения одним из них своего пола. Рассмотрен также проект федерального закона о проставлении апостиля, которым предлагается впервые урегулировать данные правоотношения на законодательном уровне. По всем законопроектам направлены предложения и замечания в Правительство УР. До настоящего времени ни один из озвученных законопроектов не принят.

Ежегодно ведется работа по внесению изменений в документ стратегического планирования - государственную программу Удмуртской Республики «Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике». В прошлом году постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20 апреля № 176 утверждена новая редакция программы с учетом  изменения бюджетных ассигнований и установления новых целевых показателей во исполнение Указа Главы УР  А.В. Соловьёва от 21.01.2015 № 1. В данный момент подготовлен и проходит стадию согласования  вариант госпрограммы с учетом новых требований Министерства экономики УР и финансирования на 2016 год.

Завершением нормотворческой деятельности Комитета в истекшем году стало  представление Комитетом в соответствии с решением постоянной комиссии Государственного Совета УР по здравоохранению, демографической и семейной политике   в  Комитете Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей проекта федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс РФ и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». В целом,  концепция законопроекта была одобрена. Работа над данным проектом будет продолжена Комитетом по делам ЗАГС и постоянной комиссии Государственного Совета УР для внесения в качестве законодательной инициативы в  ГД РФ.

В  2015 году  зарегистрировано 63 698 актов гражданского состояния, что на 2637 меньше,  чем в 2014 году. Следует отметить, что начиная с 2012 года количество  зарегистрированных актов гражданского состояния, несмотря на положительную динамику в 2014 году, неуклонно снижается.

Демографы прогнозируют, что к середине или концу XXI века население России уменьшится в два раза.  Летом 2013 рождаемость в России впервые после 1992 превысила смертность, а в Удмуртии с 2009 года  (рождение-21 312, смерть -20 342). Вместе с тем, уже  проявляются последствия демографической «ямы» 1990-х, когда рождаемость была в несколько раз ниже, чем в первые годы после Великой Отечественной войны. Если добавить к этому такой фактор, как высокая смертность, особенно среди мужчин трудоспособного возраста, становится ясно, что всплеск рождаемости в ближайшие годы и десятилетия не ожидается.

В Удмуртской Республике ситуация пока остается стабильной. В 2015 году сохранилась положительная тенденция роста числа зарегистрированных актов о рождении: 2015 год – 22361, что на 35 актов больше, чем в 2014 году.

По итогам 2015 года в каждой третьей семье зарегистрировано рождение первого ребенка, почти в каждой второй – второго, в каждой седьмой - третьего. В остальных семьях зарегистрировано рождение четвертого и более детей. Следует отметить, что в 2015 году увеличилось число семей, зарегистрировавших вторых, третьих,  четвертых и пятых детей.

В 227 семьях зарегистрировано рождение  «двойни», в четырех - «тройни» (2014 г. – 205 «двоен» и 3 «тройни»). У 349  новорожденных один или оба родителя являются иностранными гражданами, за прошлый год у 309 малышей. Чаще всего родителями-иностранцами (89,4%) являются граждане ближнего зарубежья: Азербайджана, Украины,  Узбекистана, Таджикистана, Армении и ряда других государств-стран СНГ.

Анализ данных органов ЗАГС по регистрации смерти граждан за последние 5 лет показал, что с 2011 года число умерших   постепенно стало снижаться, но 2015 год ситуацию изменил в противоположную сторону. За отчетный год зарегистрировано 19554 смерти, что на 71 акт больше, чем в 2014 году.

         По оперативным данным сайта Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2016 года по показателю рождаемости на 1000 человек населения Удмуртская Республика занимает второе место среди субъектов Приволжского федерального округа, пропустив на первое место Пермский край и Республику Татарстан (показатель 14,7). По Удмуртии данный показатель составляет 14,6, в ПФО 13,3 и в целом по России - 13,3. По показателю смертности на 1000 человек населения Удмуртская Республика сохранила прежние позиции, оставаясь на втором месте в Приволжском федеральном округе: 12,9 в Удмуртской Республике, 12,0 - в Республике Татарстан, в целом по Приволжскому федеральному округу – 13,9, по Россйиской Федерации – 13,1. По показателю естественного прироста Удмуртия также «идет» второй (+1,7) после Татарстана (+2,7).

На 1 января  2016 года в 5 районах и  3 городах республики отношение числа зарегистрированных актов о рождении к числу зарегистрированных актов о смерти составляет более 100%: Алнашский, Завьяловский, Малопургинский,  Сарапульский , Увинский  районы, города  Воткинск, Ижевск  и Можга.

В течение 2015 года в отношении 4204   детей  установлено  отцовство, зарегистрировано 206 актов об усыновлении за 2015 год. Из числа усыновленных 7 малышей усыновлены гражданами Италии и 2 – Бельгии.

         К сожалению, начиная с 2012 года продолжает снижаться число пар, желающих вступить в законный брак. На 1 января 2016 года в республике снижение числа зарегистрированных актов о заключении брака составляет более  9-ти процентов:  2015 г.  -  11400, 2014 г. – 12550. Почти во всех районах и во всех городах стало меньше желающих заключить брак, а в Граховском, Каракулинском, Селтинском  районах указанный показатель снизился почти в 1,5 раза. Лишь в Балезинском, Глазовском, Красногорском, Сарапульском, Сюмсинском,  Шарканском и Ярском районах число пар, заключивших брак, стало больше либо осталось на уровне 2014 года.

         202 брака заключено с иностранными гражданам, что составило 1,8% от общего числа заключенных браков.  Из общего числа браков с иностранцами 20 процентов заключено с гражданами дальнего зарубежья и остальные браки с гражданами стран СНГ.

В отчетном периоде наметилась позитивная тенденция в части регистрации расторжения брака. По сравнению с 2014 годом в прошлом году зарегистрировано на 19% меньше  актов о расторжении брака:  5 835 актов о расторжении брака, или на 1239 меньше, чем  в прошлом году. Например, в Ярском районе количество зарегистрированных актов о расторжении брака уменьшилось в 1,9 раза, в Красногорском районе в  1,8 раза, в Игринском районе  в 1,7 раза, в Можгинском, Шарканском и Як-Бодьинском  районах  в 1,5 раза.

В течение 2015 года  695 граждан обратились в органы ЗАГС республики  по  вопросу  перемены  имени, что на 18% меньше, чем за прошлый год.

Комитетом  по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики проставлен апостиль на  425  документах о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданных органами ЗАГС Удмуртской Республики, и подлежащих вывозу  в  29 государств - членов Гаагской конвенции, в том числе Германию, Италию, Францию, Турцию и другие государства.

По линии оказания международной правовой помощи гражданам органами ЗАГС республики направлено в иностранные государства 275 запросов об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния. Поступило документов об исполнении 258, из них 107 по запросам, направленным в иные годы. К сожалению, в настоящее время остаются  неисполненными  24 запроса, направленные ещё в 2014 году, в том числе  Украина -7, Армения – 4, Казахстан -4.

Поступило из иностранных государств 243 поручения, из них 5 запросов из стран дальнего зарубежья. Все поступившие поручения органами ЗАГС исполнены в кратчайшие сроки.

В отчетном году Комитет, по-прежнему, осуществлял контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Приказом Комитета от 26.01.2015 № 01-06/2 был утвержден новый  Порядок проведения проверок деятельности органов ЗАГС республики.

В 2015 году Комитетом проведено 5 комплексных проверок деятельности органов ЗАГС муниципальных образований «Кизнерский район», «Можгинский район», «Город Воткинск», «Воткинский район», «Граховский район». Результаты проверок  положительные, при этом даны рекомендации отделу ЗАГС Кизнерского района и отмечены замечания в работе отдела ЗАГС Воткинского района (все замечания устранены). В соответствии планом  проверок на 2016 год , согласованным с Прокуратурой УР и  утвержденным председателем Комитета,  в текущем году контролю подвергнутся 8 органов ЗАГС.

Управлением Минюста РФ по УР  проведено 10 проверок работы органов ЗАГС администраций городов Сарапула, Глазова, Ленинского отдела ЗАГС  Управления ЗАГС города Ижевска и Сарапульского, Каракулинского, Малопургинского, Ярского, Киясовского, Дебесского, Сюмсинского районов. Все акты проверок без замечаний, даны рекомендации Управлению ЗАГС г. Глазова и отделам ЗАГС Каракулинский и Сюмсинский районов.

Учитывая, что в республике 32 органа ЗАГС, то в 2015 году практически проверена половина из них. Такой жесткий федеральный и региональный контроль  требует от каждого работника органа ЗАГС высокой ответственности за порученный участок работы и знание законодательства. Комитет старается регулярно проводить семинары для руководителей и специалистов органов ЗАГС  с целью углубления знания практики государственной регистрации актов гражданского состояния и нового в законодательстве. 26 марта такой семинар состоялся для руководителей органов ЗАГС, а 15 октября для специалистов. 23 декабря 2015 года в Доме Дружбы народов  проведен семинар о взаимодействии органов ЗАГС Удмуртской Республики с представителями традиционных религиозных конфессий по вопросам укрепления семьи и семейных ценностей. Обсудили вопросы повышения престижа семьи, отметили, что у государства и традиционных конфессий есть общие интересы в данном направлении.

 Хорошая традиция существует в опорной школе органов ЗАГС  «Север»- ежегодное проведение семинара для сотрудников органов ЗАГС этой зоны.  16 декабря 2015 года в городе Глазове состоялся  семинар, на котором были рассмотрены вопросы межведомственного взаимодействия органов ЗАГС с органами, определенными федеральным законодательством, практика  взаимодействия с автономным учреждением МФЦ г. Глазова,  составления  отчетности о предоставленных государственных услугах.

Штатная численность органов ЗАГС республики неизменна с 2012 года и на 1 января 2016 года составляет 16 ставок гражданских служащих Комитета, 131 ставку муниципальных служащих. 127 специалистов органов ЗАГС имеют высшее образование (преимущественно по направлению педагогика, юриспруденция, государственное и муниципальное управление,  4 – среднее специальное.

Учитывая, что регистрация актов гражданского состояния - сфера правовых услуг, отрадно отметить, что в  18 органах ЗАГС из 32   работают специалисты с юридическим образованием,  7 руководителей органов ЗАГС  имеют высшее юридическое образование. При этом Комитет неоднократно заострял внимание на приеме преимущественно специалистов юридического профиля, при отсутствии таковых - сильных учителей либо  специалистов, имеющих образование по специальности «государственное и муниципальное образование». Специалисты других направлений сложно адаптируются в работе органа ЗАГС, так как не обладают определенными знаниями законодательства, которые им необходимы при решении вопросов  с адвокатами, судьями,  нотариусами и гражданами, знающими свои права и готовыми отстаивать свои законные интересы. Прошу кураторов учесть в работе озвученные проблемы.

  Важное  значение  Комитет уделяет  подбору  кадров, прежде всего  на должности руководителей органов ЗАГС. Этим обусловлена предусмотренная частью 2 статьи 5 Закона УР №8  обязанность органов местного самоуправления представлять  в Комитет кандидатуры назначаемых руководителей органов ЗАГС. Следует отметить положительный момент, что при смене руководителя отдела (управления) ЗАГС принимаются на эту должность, как правило,  специалисты, имеющие опыт работы в органе ЗАГС. Так, в прошлом  году были согласованы вновь назначенные начальники отделов ЗАГС  Балезинского, Кезского и Воткинского районов, работавшие до назначения в этих органах ЗАГС и имеющие достаточный опыт работы. В  Глазовском районе назначен новый начальник отдела  Третьякова Ольга  Валериевна, которая до этого работала в сельской администрации, а перед назначением на должность по собственной инициативе стажировалась в органе ЗАГС. Пожелаем вновь назначенным коллегам успехов на новом поприще!

Востребованность сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния велика, подтверждением этому является увеличивающееся  из года  в год количество запросов, поступающих в органы ЗАГС. За 2015 год исполнено более 2 млн. 600 тысяч запросов судебных приставов,  почти 42 тысячи запросов  иных органов и организаций, передано сведений о регистрации рождения и смерти в установленные законом органы около 380 тысяч.

В отчетном году в целях развития межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде Комитетом  были подписаны соглашения в новой редакции и дополнительные соглашения о предоставлении сведений о рождении и смерти с:

с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, а с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике ещё о заключении и расторжении брака.

16 октября прошлого года было подписано соглашение  об информационном взаимодействии с Управлением Федеральной миграционной службы по  УР. Однако с 11 ноября 2015 года органы ЗАГС не имеют возможности передавать сведения в электронном виде. Вследствие этого за 2 месяца прошлого года передано на бумажном носителе 21363 актов о рождении и смерти. Накануне коллегии из УФМС по УР поступило дополнительное соглашение с указанием нового адреса электронной почты. После подписания оно будет направлено в органы ЗАГС для исполнения.

 В 2015 году перед Комитетом стояла задача  -  обеспечить  возможность предоставления информации и сведений, содержащихся в электронной базе данных актов гражданского состояния Удмуртской Республики, федеральным и региональным органам исполнительной власти с использованием  СМЭВ и электронного сервиса предоставления информации об актах гражданского состояния, необходимой для оказания государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия. Комитетом по результатам проведения  аукциона приобретен электронный сервис единичных сведений по запросам федеральных и региональных органов исполнительной власти. В соответствии с планом Минкомсвязи России о тестировании в СМЭВ электронных сервисов, в Удмуртии указанный сервис был внедрен в промышленную эксплуатацию и зарегистрирован в Федеральном СМЭВе в конце 2015 года.

Внедрение в работу Комитета данного электронного сервиса позволяет органам и организациям, определенным законодательством, направлять запросы о предоставлении  информации об актах гражданского состояния через систему межведомственного электронного взаимодействия. Ответ будет автоматически формироваться на сервере Комитета и направляться адресату. Но для функционирования системы, помимо внедрения указанного сервиса со стороны Комитета, необходимы аналогичные сервисы и у запрашивающих органов. До настоящего времени ни одного запроса не поступило, хотя успешное тестирование было произведено с территориальными органами Таможенной службы, Федеральной миграционной службы и  Пенсионного фонда РФ.

Взаимодействие с МФЦ осуществлялось в рамках подписанного 28 ноября 2014 года Соглашения. Всеми органами ЗАГС, где открыты МФЦ проведено обучение сотрудников МФЦ по вопросам оказания государственной услуги. За 2015 год было всего 37 обращений в МФЦ по нашей услуге, эти обращения, в основном, связаны  с работой МФЦ в субботу и более длительным режимом  работы в будние дни. Несмотря на обучение сотрудников МФЦ, имеются отказы органов ЗАГС в приеме документов по причине несоответствия представленных документов действующему законодательству.

В соответствии с Указом Главы Удмуртской Республики №1 от 21.01.2015 года перед органами ЗАГС поставлена задача достигнуть значения показателя «Доля государственных услуг, предоставленных на основании заявлений и документов, поданных в электронной форме через ЕПГУ и (или) РПГУ, от общего количества предоставленных услуг» в 2015 году 3%, а в текущем 2016 году уже 40%. Этот показатель включен в государственную программу «Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике» на 2013-2020 годы» и муниципальные программы.

Вместе с тем, до сих пор не изменилась в лучшую сторону ситуация с Единым порталом: сложная процедура регистрации, постоянные сбои в работе на Едином портале являются сдерживающим фактором для граждан при обращении за получением государственных или муниципальных услуг в электронном виде. В настоящее время через ЕПГУ можно подать заявления на расторжение брака, заключение брака, установление отцовства.

К сожалению, с Региональным порталом те же самые проблемы. На сегодняшний день через РПГУ можно подать заявление на регистрацию рождения, смерти, заключения брака, выдачу повторных свидетельств, справок из архива, восстановление и аннулирование. При этом заявления и документы необходимо сканировать, что тоже доступно немногим. С прошлого года Комитет совместно со специалистами Управления ЗАГС г. Ижевска участвуют в доработке указанных услуг, проводимой Агенством информатизации и связи УР. В настоящее время они всё ещё не введены в промышленную эксплуатацию. Хотелось бы, чтобы наши услуги на портале заработали  в полную силу.

 Комитетом был утвержден  План мероприятий на 2015 год,  проводимых органами ЗАГС, с целью популяризации услуги по регистрации актов гражданского состояния в электронном виде, который был полностью выполнен. Вместе с тем, в 2015 году лишь 460 граждан обратились в органы ЗАГС республики через Единый портал и 2138 через Региональный портал.  В целях улучшения сложившейся ситуации, Комитетом по делам ЗАГС и органами ЗАГС республики ведется активная работа с населением: проводятся беседы, ведется разъяснительная работа, публикуются  статьи в средствах массовой информации (за 2015 год – 68). В 25 органах ЗАГС республики в холлах установлены дополнительные компьютеры для граждан с выходом в интернет, 16 органов ЗАГС являются центрами подтверждения электронной подписи. Сотрудники органов ЗАГС помогают гражданам регистрироваться на ЕПГУ и подавать заявления.  После проведенных встреч с представителями Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, было принято решение об организации рабочих мест в родильных домах городов и крупных районов республики. Комитет по делам ЗАГС обратился в Агентство информатизации и связи Удмуртской Республики с просьбой о выделении 15 компьютеров и 15 сканеров для реализации данного проекта. В конце 2015 года компьютеры были получены. В настоящее время Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики готовит распоряжение о передаче техники в районы и города. В середине 2015 года пилотным проектом явился родильный дом в поселке Ува и к концу года уже 24 роженицы подали заявления на регистрацию рождения через Единый портал. В сентябре 2015 года отдел ЗАГС Игринского района обратился с просьбой в Комитет о выделении дополнительного компьютера для установки в родильный дом. Компьютер был выделен и передан в ЗАГС 18 сентября. Вместе с тем, до конца 2015 года компьютер к Интернету так и не подключили. Прошу начальника отдела ЗАГС        срочно принять меры по эффективному использованию техники.  В октябре  2015 года компьютер был установлен и в родильном доме № 2 города Ижевска. Благодаря активной работе сотрудников органов ЗАГС города Ижевска, к концу года 76 мам подали заявление на регистрацию рождения через ЕПГУ, находясь в роддоме.

Результатом проводимых мероприятий явилось то, что фактическое значение доли государственных услуг, предоставленных на основании заявлений и документов, поданных в электронной форме, достигло 3,7%. Следует отметить, что в некоторых органах ЗАГС республики фактическое значение данного показателя  превысило прогнозное: Вавожский (6,8%), Дебесский (5,2%), Завьяловский (18,7%), Игринский (8,3%), Малопургинский (7,5%), Сарапульский (5,6%), Селтинский (12,4%), Увинский (5,8%), Шарканский (5,7%), г. Сарапул (5,7%).

Итак, в 2016 году перед органами ЗАГС стоят задачи по дальнейшей пропаганде электронных услуг,  внедрению новых форм работы с гражданами с целью достижения показателя  40%, конечно, это может стать возможным  только при успешной работе порталов.

 

Одним из основных направлений деятельности Комитета и органов ЗАГС Удмуртской Республики является  формирование республиканского электронного фонда записей актов гражданского состояния за период с 1925 по текущий год.

Работа по переводу архивного фонда в электронный вид осуществляется сотрудниками органов ЗАГС в плановом порядке в соответствии с утвержденным графиком. За 2015 год осуществлен перевод в электронный вид 546123 записей актов гражданского состояния. Доля записей актов гражданского состояния, переданных органами ЗАГС Удмуртской Республики в Комитет в электронном виде, в общем количестве переданных записей актов гражданского состояния за период с 1925 по 2015 год, составляет 62,8 процента.

Плановый  показатель перевыполнен на 2,2 процента за счет  финансирования из государственной программы Удмуртской Республики «Развитие информационного общества Удмуртской Республики (2014-2020 годы)», соисполнителем которой является Комитет, и активной работы по вводу первых экземпляров  записей актов органов ЗАГС  Киясовского, Можгинского и Якшур-Бодьинского районов.

В связи с увеличением формата бланков записей актов гражданского состояния вопрос о достаточности архивных помещений органов ЗАГС республики рассматривался на ведомственной комиссии Комитета. По результатам заседания данной комиссии определено, что в отделах ЗАГС  Завьяловского,  Игринского,  Камбарского районов недостаточное количество площадей для 100-летнего хранения записей актов гражданского состояния. Обращаю внимание руководителей органов ЗАГС данных районов на изыскание дополнительных площадей для хранения актовых книг и просим кураторов оказать им в этом помощь.

В целях оказания методической помощи сотрудникам органов ЗАГС по рациональной организации делопроизводства и составлению индивидуальных номенклатур дел, а также по ведению основных учетных документов в органах ЗАГС, являющихся источниками комплектования муниципальных архивов, Комитетом по делам ЗАГС разработаны: Примерная номенклатура дел отдела (управления) ЗАГС администрации муниципального района, городского округа в Удмуртской Республике и Рекомендации по ведению учетных документов в архивах органов ЗАГС Удмуртской Республики.

В целях повышения квалификации сотрудников органов ЗАГС в области архивного дела и делопроизводства в 2016 году планируется проведение выездных практических семинаров по опорным школам органов ЗАГС.

Полноценное исполнение государственных полномочий невозможно без своевременного соответствующего финансирования. Так, в 2015 году средства федерального бюджета в республику поступили только 29 января, причем в половинном размере от положенной суммы. Но благодаря взаимопониманию и сотрудничеству Комитета с Министерством финансов УР все сотрудники  органов ЗАГС получили заработную плату вовремя.

Далее,   Федеральным законом № 93-ФЗ от 20.04.2015  был уменьшен размер единой субвенции для субъектов РФ на 10 процентов. В результате  ранее выделенные Удмуртской Республике средства федерального бюджета на государственную регистрацию актов гражданского состояния были уменьшены на 8 миллионов, что очень существенно сказалось на содержании органов ЗАГС. Несмотря на это, администрация города Глазова не смогла израсходовать выделенные средства в полном объеме: законом УР  о внесении изменений в закон о  бюджете была изъята субвенция в сумме 95 тысяч рублей и перераспределена между муниципальными образованиями в соответствии с их заявками.

В текущем году средства из федерального бюджета поступают ежемесячно по заявкам республики. Поэтому обращаю внимание на правильность планирования необходимых средств.

 Следует учесть, что федеральные средства являются целевыми и предназначены в первую очередь на обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния.

Но, к сожалению, не со всеми руководителями органов местного самоуправления удается найти взаимопонимание в части освобождения органов ЗАГС от бремени оплаты коммунальных услуг за счет средств субвенций, особенно остро этот вопрос стоит, когда орган ЗАГС расположен не в отдельном здании, а занимает часть помещений в здании администрации. Отрадно отметить, что в прошедшем году 16 администраций из 30 частично или полностью оплачивали коммунальные услуги,  а в  Вавожском, Воткинском, Граховском, Киясовском, Сарапульском, Селтинском, Шарканском районах это существует на протяжении ряда лет.

Благодарю руководителей указанных районов за поддержку органов ЗАГС.

В связи с сокращением финансирования ремонты помещений в 2015 году не проводились.

Вопрос по улучшению условий для приема граждан и работы сотрудников в трех органах ЗАГС: в Управлении ЗАГС Администрации города Глазова, Управлении ЗАГС Администрации муниципального образования «Завьяловский район» и отделе ЗАГС Администрации муниципального образования «Шарканский район» находится на контроле Комитета по делам ЗАГС.

Президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики принято Постановление от 22.12.2015 №352-V «О реализации Закона Удмуртской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Удмуртской Республике государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния», в соответствии с которым главам муниципальных образований «Город Глазов», «Завьяловский район», «Шарканский район» рекомендовано при формировании бюджетов муниципальных образований на 2017 год предусмотреть средства на ремонт и реконструкцию помещений, занимаемых органами ЗАГС.

 

Работа с населением

Сотрудники органов ЗАГС Удмуртской Республики проводят активную работу, направленной на укрепление института семьи и брака, популяризацию семейных ценностей.

Проводится беседы с трудовыми коллективами, лекции в учебных заведениях, где разъясняется действующее семейное законодательство. Организовано более 200 выступлений в местных средствах массовой информации, традиционными стали «Дни открытых дверей». Наиболее активно сотрудничают со СМИ органы ЗАГС Можгинского, Увинского, Сарапульского, Игринского, Селтинского районов, городов Ижевск, Воткинск, Можга и Сарапул.

Комитетом  с привлечением всех органов ЗАГС республики два раза в год проводятся «Прямые телефонные линии» по вопросам регистрации актов гражданского состояния и оказания международной правовой помощи. В данном мероприятии принимают активное участие не только граждане нашей республики, поступают звонки из других субъектов РФ, а иногда и из зарубежных стран. Только в этом году за правовой консультацией обратилось 360 человек.

 В течение 2015 года органами ЗАГС проведено более 100 различных мероприятий, в том числе связанные с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В органах ЗАГС республики проведены торжественные мероприятия по чествованию супружеских пар-ветеранов трудового фронта.  Например, Управлением ЗАГС Администрации г. Ижевска проведено праздничное мероприятие «Светлый май - победный май», в рамках которого чествовали женщин – ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта, бывших узниц концлагерей, жительниц блокадного Ленинграда. Ветеранов поздравили Первый заместитель Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики Светлана Петровна Кривилева, депутат Государственного Совета Удмуртской Республики, руководитель Союза женщин Удмуртии Зоя Ивановна Степнова.

В каждом органе ЗАГС республики ведется «Книга почетных семей района, города», в  которую вносятся сведения о почетных семьях – юбилярах совместной супружеской жизни. За  2015 год  прочествовано и занесено в книгу почетных семей 709 семей. В мероприятии по чествованию юбиляров семейной жизни 9 сентября 2015 года в Доме Дружбы народов принял участие Глава УР Соловьев А.В.

Органами ЗАГС вручаются поздравительные открытки от имени Главы Удмуртской Республики молодоженам «С днем рождения семьи!», юбилярам семейной жизни «С юбилеем семейной жизни!» и родителям новорожденных малышей «С рождением ребенка!». Третий год подряд родителям при государственной регистрации рождения ребенка выдается паспорт малыша.

В 2015 году продолжалась активная работа Общественного совета при Комитете по делам ЗАГС под председательством Вострокнутова Сергея Ивановича, директора департамента по молодежной и социальной политике Удмуртского государственного университета.

В течение 2015 года состоялось 4 заседания Общественного совета, на которых рассмотрены основные вопросы деятельности органов ЗАГС республики, а также рассмотрены и одобрены проекты нормативных документов, разработанные Комитетом. С работой Общественного совета сегодня нас ознакомит его председатель Вострокнутов С.И.

Подводя итог, считаю, что задачи, поставленные перед Комитетом по делам ЗАГС и органами ЗАГС республики, в целом  выполнены. Сложности в нашей деятельности, с которыми мы сталкиваемся, создают для нас новые возможности. С применением электронных технологий, сокращением роддомов в сельских районах и организации  регистрации рождения в роддомах в городах и крупных районных центрах, оказания услуг через МФЦ, нужно задуматься и об изменениях в работе органов ЗАГС. Каждый ЗАГС должен для себя найти новые резервы и определиться с приоритетными для него направлениями деятельности. Уменьшение в будущем регистрации рождения в районных отделах ЗАГС должно способствовать  увеличению темпов по формированию электронного архива записей актов гражданского состояния и т. д.

Завершая своё выступление, обозначу на предстоящий период следующие задачи:

  1. Совершенствование работы и повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

  2. Продолжение активной работы по популяризации получения услуг в электронной форме.

  3. Поступательное формирование электронного архива записей актов гражданского состояния в соответствии с утвержденным графиком.

  4. Организация рабочих мест в роддомах республики с целью создания условий для граждан по подаче заявления на государственную регистрацию рождения через Единый и региональный порталы государственных и муниципальных услуг.

  5. Расходование  федеральной субвенции в полном объеме и строго по целевому назначению.

  6. Оказание содействия избирательным комиссиям в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации и представительных органов муниципальных районов в Удмуртской Республике.

 

        _________________________________________________