Вернуться к обычному виду

Доклад председателя Комитета по делам ЗАГС при Правительстве УР Л.А. Поповой на аппаратном совещании у Главы УР 18.05.2015 г.

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад:

 «О практике исполнения органами ЗАГС Удмуртской Республики международных обязательств Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемый Александр Васильевич!

 

Уважаемые участники совещания!

 

 

      

         Одним из значимых направлений в деятельности Комитета по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республике (далее – Комитет) и органов ЗАГС Удмуртской Республики  является  оказание международной правовой помощи в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Распад СССР,  приведший к образованию 15 самостоятельных государств, мощные миграционные процессы  90-х годов, появление в последние годы целого ряда независимых государств усложнили процесс государственной регистрации актов гражданского состояния из-за возникновения немалого количества дел о заключении и расторжении брака, установлении отцовства, усыновлении и других, в которых стороны являются гражданами различных государств, а иногда и проживают на территории разных стран.

 

Безымянный.jpg

 

В конце 90-х годов  гражданам сложно было истребовать повторные  свидетельства и справки   с территорий бывших союзных республик, компетентные органы которых на их запросы практически не отвечали.

 

В настоящее время после урегулирования данного вопроса   Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам,  подписанной 22 января 1993 года в г. Минске (далее – Минская конвенция),  Протокола к ней - в 1997 году, принятия решений Советом министров юстиции при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества в 2007 году  обмен документами стал более интенсивным, а сроки их исполнения постепенно сокращаются.

 

2.jpg    3.jpg

      

Деятельность органов ЗАГС осуществляется в соответствии с Административным регламентом  «Предоставление государственной услуги по истребованию личных документов», утвержденным приказом МИД России и Минюста России от 25 декабря 2008 года, упомянутой выше Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях  по гражданским, семейным и уголовным делам, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 15 ноября 1997 года  № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».       

           Минской конвенцией и международными договорами Российской Федерации установлен определенный порядок направления запросов о правовой помощи в компетентные органы иностранных государств.              

При выполнении статьи 5 Минской конвенции компетентные учреждения юстиции государств - Азербайджанской Республики, Грузии, Киргизской Республики, Туркменистана, Республики Узбекистан  сносятся друг с другом через свои центральные органы –  министерства юстиции.             

Ряд государств – участников СНГ (Российская Федерация,  Армения,  Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан и Украина) ратифицировали протокол к Минской Конвенции 1997 года, в соответствии с которым упрощена процедура истребования и пересылки документов о регистрации актов гражданского состояния.  С начала 2008 года органы ЗАГС исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Комитет по делам ЗАГС, были наделены правом на осуществление непосредственного сношения с компетентными органами данных республик. В соответствии с нотой МИДа России от 7 апреля 2009 года право на непосредственное сношение в рамках Минской конвенции с компетентными органами указанных государств  с  2010 года получили территориальные органы ЗАГС России.

Непосредственное сношение с соответствующими органами регистрации актов гражданского состояния иностранных государств позволило  значительно сократить сроки исполнения запросов и поручений о правовой помощи по вопросам, связанным с регистрацией актов гражданского состояния.

          Как показывает практика органов ЗАГС России, такие государства как Азербайджан, Грузия и Украина ещё в 2007 году исполняли направленные в их адрес запросы от 6 месяцев до 2 лет, а в отдельных случаях запросы оставались без ответа.   В настоящее время средний срок исполнения запросов об оказании правовой помощи, направленных в Армению, Беларусь, Грузию, Кыргыстан, Украину, как правило, составляет от 1 до 3, иногда до 6 месяцев. Документы, которые направляются  в Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан через Минюст России  исполняются, по-прежнему длительно,  от 6 до 9 месяцев и более.

Порядок взаимодействия Российской Федерации с прибалтийскими государствами (Латвией, Литвой и Эстонией) при оказании международной правовой помощи предусмотрен двусторонними договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В Литву и Эстонию документы направляются через МИД РФ, а в Латвию через Минюст РФ.

           Между Российской Федерацией, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия отсутствуют межгосударственные соглашения в части оказания правовой помощи по гражданским (семейным) делам, в том числе относительно пересылки документов. Запросы об истребовании документов с территории Южной Осетии и Абхазии направляются в органы ЗАГС через Министерство юстиции Российской Федерации на основе международных принципов вежливости и взаимности. Аналогичным образом осуществляется направление документов на территорию  непризнанных государств – Приднестровскую  Молдавскую  Республику, Нагорный Карабах, Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную  Республику. 

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ    в составе России образованы 2 новых субъекта - это Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Этот закон также напрямую касается органов ЗАГС, так как сразу же возник вопрос о действительности и действии на территории России документов, подтверждающих гражданское состояние граждан и выданных государственными и иными официальными органами Украины,  Автономной Республики Крым и города Севастополя.  Данные документы действуют без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации не требуется. В связи с получением гражданства РФ и оформлением пенсий и пособий жители Крыма и Севастополя стали чаще обращаться в органы ЗАГС Удмуртской Республики.   По их  заявлениям мы  направляем документы в городские или районные отделы регистрации актов гражданского состояния Крыма или Севастополя.

Международное сотрудничество в сфере оказания правовой помощи осуществляемое Комитетом и органами ЗАГС республики  -  это живая помощь людям, попавшим в сложные жизненные ситуации.  Например, в органы ЗАГС обращаются граждане Украины, вынужденные покинуть свою страну из-за развязанной гражданской войны, которым  требуется помощь  в направлении запросов для истребования документов о государственной регистрации актов гражданского состояния  с территории Украины, а также для  заключения государственной регистрации брака и ряда других вопросов.

Следующий пример. При оформлении наследства граждане обращаются в органы ЗАГС для истребования документов на умерших лиц. В анкетах по истребованию документов с территории иностранного государства фамилия, имя и отчество лица, на которое истребуется документ, должны быть указаны на момент регистрации акта гражданского состояния. Однако имеются случаи, когда фамилия лица, на которое истребуется документ, неизвестна. В частности, в орган ЗАГС обратился гражданин с просьбой истребования свидетельства о рождении своей бабушки, однако в связи с тем, что бабушка несколько раз была замужем, её девичью фамилию он назвать не смог. В данном случае специалисты органа ЗАГС порекомендовали указать всю известную информацию, которая облегчит и ускорит поиск необходимой записи акта гражданского состояния.

Также органы ЗАГС оформляют запросы в иностранные государства по заявлениям лиц свидетельства о государственной регистрации которых, утеряны или испорчены. При назначении пенсии женщинам требуется подтвердить добрачную фамилию, а актовые записи о заключении брака находятся за границей. В этих случаях истребуются справки о заключении брака.

             Каждому заявителю сотрудники органов ЗАГС стараются помочь, но бывают такие ситуации, когда не все зависит от нас, и тогда мы стремимся дать совет, что надо еще предпринять, куда обратиться.

 

По данному направлению деятельности в 2014 году органами ЗАГС Удмуртии направлено в иностранные государства 408 запросов об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния, в том числе через Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области – 84 документа, непосредственно в органы ЗАГС иностранных государств – 324.

 

4.jpg

 

 

В 2014 году по сравнению с 2013 годом количество запросов, направленных органами ЗАГС Удмуртии в иностранные государства, увеличилось на 6,5%.Чаще всего граждане истребуют повторные документы и справки с территории Казахстана, Украины, Беларуси, Азербайджана и Узбекистана.

 

 В 2014 года в органы ЗАГС  Удмуртской Республики с территории стран СНГ и Балтии на исполнение поступило 285 поручений об истребовании документов. Из общего количества запросов из стран СНГ и Балтии поступило: Казахстан – 146, Украина – 49, Беларусь –30; Молдова - 21; Узбекистан – 18 и т.д. Поступающие поручения  исполняются органами ЗАГС Удмуртии, как правило, в 1-3 дня.  Комитет установил такое жесткое требование в целях сокращения сроков исполнения  запросов иностранных государств и систематически контролирует ход их исполнения.

5.jpg

 

Кроме того, в Комитет в 2014 году поступили запросы с территории стран дальнего зарубежья: Греции, Португалии, Испании, Бельгии, Великобритании, Республики Маврикий.  Все запросы из стран дальнего зарубежья, как правило, поступают через Консульский Департамент МИД России и  исполняются  в установленные сроки.

         В России в последнее время все большее распространение получают брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан, что является прямым следствием увеличения количества смешанных браков, заключаемых между лицами с разным гражданством, актов о расторжения брака, рождении, установлении отцовства, усыновлении. В связи с тем, что на территории Российской Федерации  применяются нормы семейного законодательства иностранных государств, перед сотрудниками Комитета и органов ЗАГС  стоят непростые задачи  по постоянному  повышению уровня знаний в сфере международной правовой помощи, изучению законодательства иностранных государств.

          Например, при подаче заявления на заключение брака иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим за границей, работнику органа ЗАГС необходимо знать условия вступления в брак по законодательству государства, гражданином которого является заявитель (прежде всего - брачный возраст, необходимость согласия на вступление в брак и т.д.).

           Брачный возраст - минимальный возраст, начиная с которого допускается вступление в первый брак. На сегодняшний день в России разрешено жениться с 18 лет. Брачный возраст в зарубежных странах определяется традициями местного народа и их вероисповеданием. Так в мусульманских странах (Йемен, Катар, Оман и др.) девочку могут выдать замуж и в 9 лет. В Венесуэле и Колумбии более скромные правила. В этих странах женятся с 14 лет, выходят замуж с 12. Уже в 13-14 лет выбирают подвенечное платье в Испании и Аргентине. А свадебный костюм лишь в 16. Но все же, для многих стран традиционным брачным возрастом остается 18 лет, как для девушек, так и для молодых людей.

   Кроме этого, должен быть представлен документ, выданный компетентным органом или посольством (консульством) иностранного государства, гражданином которого он является, подтверждающий, что гражданин в браке не состоит  и препятствий для заключения брака в России не имеет. Лицо без гражданства представляет такую справку, выданную компетентным органом страны его постоянного проживания. Документ должен быть легализован, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, переведен на русский язык, верность перевода должна быть нотариально удостоверена. При этом работник органа ЗАГС должен знать, каким органом в данном иностранном государстве выдается данный документ и процедуру его легализации для применения в РФ. Таким образом, на территории Российской Федерации широко применяются нормы семейного права иностранных государств, что ставит перед работниками органов ЗАГС  важные и непростые задачи. 

 

6.jpg

         

Органами ЗАГС в 2014 году зарегистрирован 221 брак с иностранными гражданами, что на 19  %  больше  по сравнению с 2013 годом (179).

Более 87 % иностранных женихов и невест являются гражданами ближнего зарубежья: Армении, Украины (35), Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Кыргыстана, Молдовы, Беларуси и Таджикистана. Среди граждан дальнего зарубежья невесты из Удмуртии выбрали себе граждан Египта, Израиля, Ирака, Сирии, Турции и Венгрии.

 

7.jpg

 

Как правило, в паспортах  иностранных граждан органы ЗАГС не имеют право проставлять отметки о заключении и расторжении брака. Но исключением является Белоруссия. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия, которое  вступило в силу 6 февраля 2010 года, при заключении или расторжении брака между гражданами Российской Федерации и гражданами Республики Белоруссия органы ЗАГС государства, на территории которого заключается или расторгается брак, вносят на русском языке отметки о заключении или расторжении брака в паспорта граждан государства другой Стороны. В 2014 году органами ЗАГС Удмуртии внесено в паспорта граждан Белоруссии 6 отметок о заключении брака и 2 отметки о расторжении брака.

В 2014 году оформлен 21 акт о расторжении брака с иностранными гражданами, что на 2 больше чем в 2013.

Органы ЗАГС не принимают к исполнению решения иностранных судов о расторжении брака, за исключением вынесенных на территории стран СНГ. При этом, учитывают законодательство этих государств в каждом конкретном случае. Так, например, в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Украины расторжение брака на основании решения суда не подлежит регистрации в органах ЗАГС. Решение суда в этих случаях является, как и свидетельство о расторжении брака, документом, подтверждающим прекращение предыдущего брака.

В прошлом году  у 309 новорожденных один или оба родителя являлись иностранными гражданами (2013 год - 308). Чаще всего родители-иностранцы (81%) - это граждане ближнего зарубежья: Азербайджана, Таджикистана, Украины, Узбекистана и ряда других государств-стран СНГ. Из стран дальнего зарубежья в 2014 году родителями стали 11 граждан Турции, 4 гражданина Вьетнама, 4 гражданина Китая, 3 гражданина Италии, а также граждане Египта, Боснии и Герцеговины, Сирии, Нигерии, США, Ирана, Туниса и Венгрии.

 

8.jpg

          

Имеют место случаи обращения в Комитет граждан  России  с просьбой получить свидетельство о рождении Российской Федерации на ребенка,  родившегося и зарегистрированного компетентными органами иностранного государства. Сотрудники Комитета дают разъяснения о том, что государственная регистрация рождения данного ребенка повторно на территории Российской Федерации недопустима, законных оснований для регистрации рождения и выдачи свидетельства о рождении в органе ЗАГС Российской Федерации не имеется.

В отношении 128 детей установлено отцовство иностранными гражданами (в 2013 году – 102), в основном гражданами Азербайджана, Узбекистана, Украины, Таджикистана и Армении.

 

9.jpg

 

          Кроме того,  органы ЗАГС Удмуртской Республики производят государственную регистрацию международного усыновления и удочерения на основании решения суда об усыновлении, вступившего в законную силу. Так, в 2014 году 10 малышей уехали с усыновителями - в Италию (7), Бельгию (2) и Сербию (1), а в 2013 году с усыновителями уехали 12 малышей.

           Органы ЗАГС тесно взаимодействуют с Управлением Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике по вопросам регистрации актов гражданского состояния с участием иностранных граждан. Это взаимные консультации, передача сведений по запросу территориальных органов Федеральной миграционной службы при решении вопросов гражданства и выдачи паспортов и т.д.

  В  соответствии  с Федеральным законом от  18 июля 2006 года  № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» органы записи актов гражданского состояния в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета  сведения о регистрации фактов рождения и смерти, а также о государственной регистрации перемены иностранным гражданином имени, включающего в себя фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии), либо изменения сведений о дате или месте рождения иностранного гражданина. Все сведения органами ЗАГС передаются своевременно, несмотря на такой жесткий срок, установленный законом.

           В соответствии со статьёй 13 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» Комитет по делам ЗАГС уполномочен на проставление апостиля на документах о регистрации актов гражданского состояния. Основой деятельности по проставлению апостиля является  Гаагская конвенция от 05 октября 1961 года, отменяющая требование консульской легализации иностранных официальных документов, к которой Россия присоединились 31 мая 1992 года. Документы, предназначенные для представления в официальные органы государств – участников Конвенции, удостоверяются в особом порядке путем проставления штампа «Апостиль» (удостоверительной надписи). Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступает лицо, подписавшее документ, и подлинность печати и штампа, которыми он скреплен.

         Комитетом проставляется апостиль только на свидетельствах о государственной регистрации актов гражданского состояния и справках, подтверждающих факты государственной регистрации или  их отсутствие, выданных  органами ЗАГС на территории Удмуртской Республики. 

 

10.jpg

 

За  2014 год  в рамках предоставления государственной услуги по проставлению апостиля на документах о регистрации актов гражданского состояния,  подлежащих вывозу за границу, Комитетом по делам ЗАГС  проставлен  441 апостиль на документах, подлежащих вывозу в  28 государств - членов Гаагской конвенции. Из них в  Германию - 118, Францию – 72, Италию – 45, Израиль – 39, Турцию – 32, Испанию – 26,   Австрию – 21 и другие страны.

 

11.jpg

 

В настоящее время в  Российской Федерации отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий единые правила проставления апостиля,  определяющий перечень органов, наделенных правом проставления апостиля, что затрудняет заинтересованным лицам поиск необходимой информации. В целях модернизации законодательства Российской Федерации в сфере определения правовых основ проставления апостиля Минюстом России разработан проект федерального закона «О проставлении апостиля на официальных документах, совершенных на территории Российской Федерации». Надеемся, что принятие указанного  законопроекта упорядочит правила оказания данной государственной услуги, что будет  способствовать соблюдению прав и законных интересов граждан.

12.jpg

 

Вопросы оказания международной правовой помощи постоянно находятся в центре внимания Комитета. В 2014 году в феврале и в июле данные вопросы рассматривались на коллегии Комитета по делам ЗАГС,                                                                                                                                                                                                   республиканском семинаре для руководителей органов ЗАГС в октябре 2014 года и  в марте  текущего года, что способствует повышению качества работы по государственной регистрации актов гражданского состояния с участием иностранных граждан и совершенствованию практики сношений в сфере международной правовой помощи.

Во исполнение Административного регламента, утвержденного приказом МИД России и Минюста России от 29.06.2012  № 10489/124  в сети Интернет и на информационных стендах Комитета по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики и органах ЗАГС Удмуртской Республики размещается  и регулярно обновляется информация о порядке предоставления государственной услуги по истребованию личных документов о регистрации актов гражданского состояния. 

Ежегодно в сентябре  Комитетом совместно с органами ЗАГС республики проводится республиканская «Прямая телефонная линия» по вопросам оказания международной правовой помощи по истребованию и пересылке документов о  государственной регистрации актов гражданского состояния. От жителей республики в ходе последней прямой линии поступило 77 вопросов, в том числе о порядке регистрации и расторжения брака с иностранными гражданами,  получения повторных свидетельств из стран СНГ и другие. 

Необходимым подспорьем в данном направлении деятельности являются нормативно - правовые документы и письма Министерства юстиции Российской Федерации, информационные и обзорные письма Главного Управления Министерства юстиции по Нижегородской области. По данным вопросам Комитет активно взаимодействует с  Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, проводятся консультации, сотрудники Управления выступают на семинарах, организуемых Комитетом для  сотрудников органов ЗАГС.

Проводимая работа по повышению профессиональной грамотности приносит свои результаты.  Проведенные Управлением Минюста РФ по УР и Комитетом по делам ЗАГС проверки показали, что нарушений законодательства в деятельности органов ЗАГС в сфере международной правовой помощи не выявлено.

           Учитывая особую значимость международного правового сотрудничества в современных условиях и увеличение числа обращений граждан по вопросам оказания международной правовой помощи,   нам предстоит в текущем году  дальнейшая работа по повышению профессионального уровня сотрудников органов ЗАГС, совершенствованию работы по исполнению международных обязательств  в строгом соответствии с требованиями международных договоров.

 

         Спасибо за внимание.         

 

 

Председатель

Комитета по делам ЗАГС

при Правительстве

Удмуртской  Республики                                                             Л.А. Попова